БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА
Тарифы на "автогражданку" изменились. однако волокиты меньше не стало
Два года назад, аккурат 1 января 2004 года, нам подарили ОСАГО. Подарок этот, надо сказать, мы принимать не очень хотели, до последнего не зная, будет ли от него хоть какая-нибудь польза. Как следствие все это время мы не переставали искать в нем недостатки. И вот теперь очередной сюрприз: с 1 января 2006 года вступили в силу новые страховые тарифы. Мы решили подвести некоторые итоги двухлетнего существования ОСАГО и понять, что готовит грядущий год автомобилистам.
i_sotnikov@mail.ru
Сегодня ОСАГО не ругает только ленивый. Страховщики и автомобилисты давно сошлись во мнении: тарифы нужно менять. Но первые, естественно, считают, что цены необходимо поднять, а автолюбители активно выступают за снижение расценок. Летом правительство решило прислушаться к пожеланиям и поручило Минфину подготовить проект изменений в тарифные сетки по "автогражданке".
Итак, немного цифр. Стоимость страхового полиса, как и прежде, будет складываться из базового тарифа и системы повышающих или понижающих коэффициентов, которые зависят от места жительства страхователя, его возраста, стажа вождения и мощности двигателя машины. Сразу скажем: расценки на базовые тарифы остались неизменными (к примеру, 1980 рублей для частных легковушек), а вот эти самые коэффициенты и подверглись корректировке. Вот наиболее существенные пункты.
Например, для Московской области вместо двух коэффициентов 1,8 и 1,6 для различных районов области теперь установлен единый повышающий коэффициент - 1,7. Получается, что для жителей удаленных от столицы районов ставка возрасла, а для обитателей, к примеру, Рублевки снизилась. Кроме того, для городов и населенных пунктов, где раньше действовали коэффициенты 0,4 и 0,6 в зависимости от численности населения, теперь установлен единый коэффициент - 0,5.
Кстати, по некоторым данным, уже готовятся поправки к ОСАГО, объединяющие Москву с Московской областью и Санкт-Петербург с Ленинградской в единые тарифные зоны. Таким образом, вместо двух коэффициентов появится один для каждого мегаполиса.
Также с 1 января 2006 года появились изменения в коэффициентах мощности двигателя. Для малолитражек до 50 л.с., а также от 50 до 70 л.с. ставки не поменялись: коэффициент составил соответственно 0,5 и 0,7. А вот владельцы машин мощностью от 95 до 100 л.с. смогут немного сэкономить - вместо коэффициента 1,3 они будут платить по коэффициенту 1, как и владельцы автомобилей 70-95 л.с. Далее все осталось без изменений: от 100 до 120 л.с. - коэффициент 1,3; от 120 до 150 л.с. - 1,5; свыше 150 "лошадок" - 1,7. А вот максимальный коэффициент 1,9, который раньше применялся для более мощных автомобилей, теперь отменен совсем.
Надо заметить, что этот самый пункт, касающийся мощности, вызывал у автолюбителей множество претензий. Небольшой пример: два года назад мы задавали Российскому союзу автостраховщиков простой вопрос: почему обладатель солидной иномарки должен платить за ОСАГО существенно больше, чем, например, хозяин простенькой "копейки"? Ответ напомнил школьный курс физики: у мощных машин больше кинетическая энергия удара. Получается, законодателей совсем не волнует то, что ни одна отечественная машина не оборудована хотя бы системой ABS, не говоря уже о том, что большая часть владельцев дешевых авто любит экономить на резине. Вот и вопрос: кто же все-таки опаснее на дороге?
Однако большинство автолюбителей сегодня беспокоят отнюдь не эти, не самые большие изменения в коэффициентах. Самый, пожалуй, больной вопрос - это процедура оформления "легких" ДТП. Всем известно, что сейчас для получения страховки необходимо представить в страховую компанию справку "формы 31", которую выдают в ГАИ. По старой русской традиции сделать это по всем правилам весьма проблематично: придется простоять в очереди от нескольких часов до нескольких дней. Притом время потеряют обе стороны ДТП - виновная и невиновная. Для сравнения: в Европе, к примеру, при аварии действует принцип невиновности. То есть человек просто сообщает о ДТП в страховую компанию и автоматически получает деньги. У нас же, как водится, все наоборот: чтобы получить компенсацию, нужно самостоятельно собрать все бумаги и доказать, что ты не верблюд.
Результат налицо. Из-за волокиты, по данным социологических опросов, сегодня в России 35% автовладельцев просто не заключают договоры ОСАГО. Как следствие "автогражданка", по данным страховщиков, убыточна.
Между тем избежать этой самой волокиты можно двумя способами. Первый - это введение так называемого европротокола. Кстати, поговаривают, что этот проект уже обсуждается российскими законодателями. Выглядит он как брошюра, в которой изображены схемы наиболее распространенных аварий. Водители просто отмечают пункты, соответствующие обстоятельствам ДТП, рисуют схему и разъезжаются. Это, кстати, помогло бы избежать громадных пробок, которые возникают, пока участники ДТП из-за небольшой царапины ждут гаишника. По оценке страховщиков, таких типичных аварий на сегодняшний день происходит порядка 70%. Понятное дело, водители этот протокол воспримут с энтузиазмом. Вот только не стоит забывать о суровой действительности: уровень юридической грамотности наших автолюбителей очень низкий. Другими словами, они попросту могут не учесть нюансов, которые сыграют существенную роль при разборе аварии.
Второй способ - предоставить больше полномочий аварийным комиссарам, которые выезжают на место ДТП. Другими словами, составленные на месте документы должны заменять собой "форму 31".
Вот только, похоже, все это будет еще не скоро. А пока что остается лишь позавидовать владельцам мощных авто, проживающим в районе Рублевки, и искренне посочувствовать обладателям маломощных российских машин из небольших подмосковных городков.