«Жаркая» пора автогражданки
На днях депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении поправки в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Если они будут приняты, то страховщиков начнут штрафовать за задержку выплаты компенсации пострадавшим в ДТП. Глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев предлагает повысить порог ответственности — до 1500 руб. в сутки.
По действующему Закону об ОСАГО страховщики должны рассматривать заявление потерпевшего о выплате в течение 15 дней. Затем компания либо выплачивает возмещение, либо мотивированно отказывает в нем. Однако, как утверждают парламентарии, в регионах немотивированно задерживается до 87% выплат по ОСАГО.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средний размер страховой выплаты по полису ОСАГО за девять месяцев 2005 года составил 22500 руб. В случае принятия законопроекта сумма штрафа за задержку выплаты этого возмещения будет равна 19,35 руб. в день. А при максимальной сумме страхового возмещения по ОСАГО, предусмотренной законом, — 400000 руб. — ежедневная неустойка составит около 350 руб.
Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев назвал «интересными» предложения депутатов ввести штрафные санкции для страховых компаний, задерживающих выплаты. «С этим можно согласиться», — сказал он. Профильный комитет Госдумы также поддержал данную инициативу. «Законопроект станет стимулом, побуждающим страховщиков к своевременному исполнению обязанностей по договору ОСАГО, а его принятие позволит создать дополнительную гарантию защиты прав потерпевших», — говорится в заключении Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы.
В принципе страховые компании могут — и по закону обязаны — укладываться в указанный законом срок, считает первый заместитель генерального директора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. Но есть одно важное обстоятельство, которого часто не учитывают страхователи. Дело в том, что отсчет установленных законом 15 дней (а это очень жесткий лимит по сравнению с практикой многих других стран) идет не с того момента, когда произошло ДТП или когда человек пришел с заявлением в страховую компанию, а с той даты, когда в страховую фирму поступил полный пакет необходимых для урегулирования ущерба документов, включая акты экспертизы и соответствующие справки из ГИБДД. Чаще всего проблемы возникают именно с получением справок ГИБДД, и эти документы страховая компания получает в последнюю очередь, причем с существенной задержкой. Соответственно сбор документации затягивается на 2—3 недели и более. А у людей создается ощущение, что им задерживают выплату. Поэтому 15 дней порой объективно не хватает для подготовки всех необходимых бумаг.
С этой точкой зрения согласен и Ломакин-Румянцев, который напомнил, что в большинстве стран срок рассмотрения заявления о выплате компенсации составляет минимум 30 дней. «15 дней — чрезвычайно мало, особенно если вспомнить, что у нас, например, существуют 10-дневные праздники. Если машина разбита перед Новым годом, уложиться в 15 дней практически невозможно. Я думаю, что месячный срок был бы достаточен», — сказал Ломакин-Румянцев. При этом глава ФССН полагает, что сумму штрафа можно увеличить до 500 руб. за каждый день просрочки.
В свою очередь, глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль считает, что сумма штрафа может быть порядка 100 руб. за каждый день просрочки.
По словам руководителя дагестанского филиала Росгосстраха Али Абдураупова, какой бы ни была конечная сумма штрафа, существенные потери могут понести лишь небольшие страховые компании. И дело здесь отнюдь не в финансовых возможностях страховщиков. Сегодня решающее значение имеют такие факторы, как представительство компании в регионах, инфраструктура урегулирования убытков, возможности быстрой авторизации полиса. Для крупных федеральных компаний авторизация полиса проблемы не составляет. «Для быстрого и качественного обслуживания клиентов все центры выплат Росгосстраха оснащены современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет рассчитывать ущерб по машинам любых марок — не только отечественных, но и иностранных. Наши клиенты могут обратиться в любой центр независимо от того, где был куплен полис и где произошло ДТП (их в компании 233, и расположены они по всей территории страны, в том числе и в Дагестане), — говорит Али Абдураупов. — Небольшим фирмам, не имеющим унифицированной системы документооборота и единой базы данных, сложнее».
Декабрь — традиционно «жаркий» месяц для страховых компаний. Имение сейчас большинство автовладельцев перезаключают договор ОСАГО. Эксперты напоминают, что с начала года уже шесть мелких страховщиков лишились лицензий, на очереди еще около десятка, и введение штрафов может только ускорить их уход с рынка. Именно поэтому при продлении договора ОСАГО либо выборе новой страховой компании эксперты советуют особое внимание уделять месту, которое она занимает на рынке обязательного автострахования.
По данным Росгосстраха, среди застрахованных по ОСАГО в среднем 62,7% страхователей удовлетворены работой страховщиков (см. таблицу N1). У тех клиентов, кто остался недоволен обслуживанием в страховой компании — а это около трети опрошенных — больше всего нареканий вызывают затягивание страховых выплат (27%), неполные выплаты (20%), остальных не устраивает отказ в выплате страхового возмещения и высокие цены на полисы ОСАГО. Несмотря на это, все больше автомобилистов пользуются страховкой при урегулировании последствий ДТП. Если в прошлом году этой страховкой воспользовались 77% водителей, то в нынешнем — уже 80%. Лишь каждый пятый автовладелец предпочитает «разбираться на месте» — скорее всего, здесь речь идет о мелких ДТП с незначительными суммами ущерба.