Реклама - благо, или
...Просто будь бдительным!
Реклама давно уже стала неотъемлемой частью нашей жизни, без нее невозможно нормальное развитие рыночных отношений в современных условиях. Реклама - это прежде всего информация , то есть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах. Именно на информацию и ложится основная нагрузка в понятии рекламы. За счет одновременного информирования большого количества людей реклама позволяет ознакомить потребителей с товарами и услугами, реализуемыми на рынке, сформировать к ним положительное отношение потребителей, позитивно выделить определенные организации, товары и услуги из всего существующего ряда. Реклама служит различным целям, однако ее главное и традиционное предназначение - содействие обеспечению сбыта товаров и увеличению прибыли. Поэтому реклама выступает основным инструментом конкурентных отношений на рынках Российской Федерации.
Многие из нас, приступая к выбору того или иного товара, а равно работы или услуги, учитывая насыщение, а в отдельных случаях и перенасыщение рынка различными наименованиями этих товаров (работ и услуг), зачастую тратят значительное время на сбор информации, которая необходима для правильного и безошибочного выбора. Создавая привлекательные образы товаров, работ и услуг, реклама стимулирует их приобретение. Она информирует и убеждает потребителей в необходимости купить товар и должна предоставить им достоверные сведения. Но всегда ли они бывают достоверными?
Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике, осуществляя контроль за соблюдением на территории Карачаево-Черкесии законодательства Российской Федерации о рекламе, в ноябре текущего года отследило рекламную информацию одного из филиалов страховой компании, занимающегося заключением договоров ОСАГО. Рекламная информация, размещенная компанией на одном из телеканалов, призывала к заключению договоров страхования, обещая скидку в 10 процентов.
В соответствии с законом РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО), постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определены лишь некоторые случаи, когда возможно уменьшение размера страховой премии. Например, когда договор ОСАГО заключается при ограниченном использовании транспортного средства, то есть в зимний период, машиной страхователь не пользуется. Или в случае продления договора ОСАГО на следующий год - страховая компания может учитывать наличие или отсутствие страховых выплат за истекший период действия договора ОСАГО.
Между тем в рекламе не были озвучены те самые случаи, когда предоставляется скидка. Потенциальные потребители рекламной продукции, то есть все слушатели телеканала, услышали лишь о предоставляемых 10 процентах скидки. И, надо полагать, обратившихся в компанию и желающих заключить договор с такой скидкой было предостаточно.
По факту распространения данной рекламы антимонопольным управлением было возбуждено дело о нарушении Закона РФ "О рекламе". Рекламная информация была признана ненадлежащей (в ней нарушены требования к ее содержанию - это отсутствие части существенной информации о случаях изменения страховых премий) и заведомо ложной, с помощью которой умышленно вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кроме того, в распространении рекламной информации в такой текстовой формулировке усматривается и нарушение требования другого антимонопольного закона - статьи 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в которой "...не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации".
По результатам рассмотрения дела на заседании комиссии антимонопольного управления в адрес страховой компании было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, приведении текста распространяемой рекламной информации в соответствие с требованиями действующего рекламного законодательства. Предписание было исполнено в полном объеме в установленный срок.
Г. Гринько, главный специалист управления федеральной антимонопольной службы по КЧР.