ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
Каждый третий пострадавший в аварии получает выплаты по ОСАГО в Росгосстрахе
В этом просторном зале всегда многолюдно, хотя обстоятельства, которые приводят сюда посетителей, нельзя назвать радостными. В центр урегулирования убытков Росгосстраха приходят после случившейся аварии, чтобы компенсировать нанесенный машине ущерб.
Центры урегулирования убытков (ЦУУ) оказались единственным местом, где компания не продает полисы, а тратит деньги на обслуживание страхователей. Клиенты, кстати, уже оценили такое разделение. "Не запутаешься в кабинетах, - говорит водитель со стажем Владимир. - Здесь все понятно: есть зал, где принимают документы, на смотровой площадке осматривают машины, а потом через 15 дней получаешь выплату". Владимиру есть с чем сравнивать. У его новенькой "Волги" - полис другой компании, а в Росгосстрахе застрахован виновник аварии. Теперь автомобиль с помятым крылом ждет осмотра.
В большинстве случаев оценку ущерба производят сами страховщики. Если повреждения незначительные - разбита фара, треснуло лобовое стекло, содрана краска на крыле машины, - то ущерб проще рассчитать в центре урегулирования убытков. Такое, по словам начальника ЦУУ Игоря Кокорева, случается достаточно часто - почти в 30 процентах случаев. Если же автомобиль пострадал серьезно, получил внутренние, скрытые повреждения, ущерб оценивают компании, специализирующиеся на подобной экспертизе.
В случае несогласия клиента с оценкой страховщиков, он имеет право обратиться к независимым экспертам. Но как показала практика, оценка Росгосстраха и независимой экспертизы, как правило, совпадает. Расхождения в суммах бывают очень незначительными. При расчете ущерба в центрах урегулирования убытков используется специализированная программа "Автобаза".
Когда все документы собраны, главный специалист центра определяет, является ли этот случай страховым и каков размер выплаты. "Типичный вопрос, который задают клиенты, застрахованные по ОСАГО, - почему при обращении на станцию техобслуживания на выплаченную сумму нельзя отремонтировать машину? - отмечает Игорь Кокорев. - По закону об ОСАГО выплата возмещает реальный ущерб с учетом износа машины, а лимит ответственности страховой компании ограничен. По "железу" максимальная сумма составляет 120 тысяч рублей при повреждении одной машины и 160 тысяч - двух и более. По причинению вреда жизни и здоровью - 160 тысяч рублей на одного потерпевшего и 240 тысяч - на двух и более".
Обычно полис обязательной "автофажданки" связывается в сознании людей только с повреждениями машины. Однако по закону об ОСАГО право на выплаты за ущерб здоровью и жизни в результате ДТП имеют пассажиры, пешеходы и водитель (если он потерпевший). Бывают случаи, когда потерпевший получает тяжелую травму, а выздоровление идет долго. Одно из таких дел приводит в пример врач-эксперт центра урегулирования убытков Николай Плесканюк. "Житель города Лысково получил травму в ДТП, - рассказывает он. - Но поскольку перелом был тяжелый, мужчина долго лечился. Сейчас у него возникла необходимость в приобретении эндопротеза тазобедренного сустава, который стоит 74 тысячи рублей. Росгосстрах выплатил клиенту эту сумму". Обязательная "автогражданка" может покрыть затраты и на лечение, и на лекарства. И в отличие от ущерба по "железу", при причинении вреда здоровью потерпевший вправе обратиться за компенсацией даже через десять лет после аварии, если сохранились все необходимые документы.