Перейти к основному содержанию

Главная      ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНА

Страховой рынок Украины в последние годы ускоренно трансформируется. Наращивается капитализация, растет совокупная премия, развивается реальное страхование жизни, введено ОСАГО, а иностранные инвесторы активно интересуются украинскими страховщиками. За фасадом страхового прогресса в Украине сокрыты болезни, свойственные развивающимся рынкам, - схемы, вывоз капитала, нехватка законодательных норм. Госорган, ответственный за страховой рынок - Комиссия по регулированию рынка финансовых услуг Украины, - в меру сил борется с недостатками. Председатель Госфинуслуг Виктор Суслов рассказывает "Русскому полису" об этой борьбе, о перспективах рынка и о многом другом.

Виктор Иванович, однажды вы сказали, что корень проблем украинского страхового рынка заключается в его законодательстве. В чем эти проблемы и как их решать?

Проблемы связаны как с регулированием, так и с полномочиями регулятора. Все упирается в то, что в Украине не в полном объеме применяются международные стандарты регулирования. Регуляторное законодательство сводится в основном к статье в Гражданском кодексе, также действует закон Украины о страховании, последняя редакция которого была принята в 2001 г., и с моей точки зрения, он не соответствует международным стандартам. Кроме того, страхование регулируется еще рядом других законов, к примеру, налоговых, и есть особенности. Например, в Украине страховые компании не облагаются налогом на прибыль (25 процентов. - Прим. ред.), но платят три процента с объема валовых премий за минусом внутреннего перестрахования. Это серьезная проблема - такая налоговая норма позволяет использовать страхование для оптимизации налогообложения прибыли Схема очевидна - предприятия относят страховые платежи на затраты, ну а у страховщиков эта сумма облагается по ставке три процента да еще за минусом внутреннего перестрахования, что дает дополнительные возможности уменьшения. Вероятно, эта особенность налогообложения объясняет очень бурный рост страхового рынка в Украине, в последние два года он удваивается ежегодно. Темпы большие, но, к сожалению, их большая часть обеспечивается путем широкого использования оптимизационных схем. Поэтому мы хотим перевести страхование на общую систему налогообложения, полагая, что переход на налогообложение прибыли ликвидирует механику оптимизации. Вторая проблема - псевдоперестрахование, по которому выводятся за границу сокрытые от налогообложения средства. В этой связи мы подали предложение о введении лицензирования перестрахования, и законопроект еще год назад принят Верховной радой в первом чтении. Следующий законопроект, тоже принят год назад в первом чтении, связан с ограничением числа обязательных видов - в Украине их сегодня сорок три, это намного больше, чем принято в странах Евросоюза. В соответствии с проектом, примерно тридцать видов обязательного страхования предлагается ликвидировать. Мы стараемся ликвидировать виды, которые дают основу для отраслевого и ведомственного "бизнеса" - обязательные виды часто монополизируются различными министерствами и ведомствами, и итогом является "законное" разворовывание либо средств предприятий, либо средств госбюджета. Мы хотим ограничить такое "развитие" страхования. Ну а с другой стороны, прилагаем большие усилия для развития ключевых обязательных видов. В этом году в Украине вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности собственников транспортных средств. Это, пожалуй, самое значительное законодательное достижение последнего периода. Но пока его не удается ввести в полном объеме, потому что наше Министерство внутренних дел не пользуется своим правом и обязанностью проверять полисы ОСАГО и накладывать штрафы. А наши граждане еще не привыкли выполнять закон без принуждения. По страхованию жизни, полагаю, мы много делали и сделали для стимулирования развития этого рынка. У нас есть серьезные налоговые льготы по договорам на срок более десяти лет, освобождение от уплаты налогов. Страхование жизни пока не слишком развито, но темпы развития его очень высокие, тоже в разы. По нашим данным, это реальные виды страхования.

В Украине сложилась непростая ситуация с ОСАГО, как вы видите решение этой проблемы?

Для начала надо выполнять законы. И я вижу, что наш рынок перестает быть сильно напуганным властью. Руководители многих крупных страховых компаний начинают рассуждать прямо как в правовом государстве, они говорят - в конце концов, если есть норма закона, есть должностные лица, которые не выполняют норму закона, то давайте подготовим материалы для подачи в генеральную прокуратуру, в суд, потребуем, чтобы к людям, которые не выполняют закон, были применены нормы законодательства (у нас ведь есть уголовная ответственность должностных лиц за неисполнение своих служебных обязанностей). Некоторое время назад кому-нибудь из руководителей компаний даже в голову не могло прийти, что можно требовать отдать под суд министра внутренних дел.

На ваш взгляд, автогражданка в Украине сейчас полностью обеспечена нормативной и законодательной базой?

Пожалуй, да. Потому что лицензионные условия, ряд других нормативных документов приняты. Но у нас нет единой методики определения величины ущерба. Ввиду этого, хотя не так-то много сейчас куплено полисов - не более десяти процентов, по страховым случаям много споров вокруг оценки величины ущерба. Нужно вводить методику оценки и развивать институт независимой экспертизы, аварийных комиссаров, проделать достаточно большую работу по созданию системы возмещения ущерба. Недостаток опыта здесь является основной проблемой, связанной с изменением закона.

Как вы видите дальнейшее развитие сегмента страховых агентов, страховых брокеров, других посредников?

В Украине сегодня всего семьдесят пять брокеров, эта сфера развивается слабо и ее политическое влияние не слишком велико. Слабый уровень развития брокерской деятельности, за исключением работы перестраховочных брокеров, связан с тем, что в Украине сегодня много мелких страховых компаний, и они часто выполняют функции брокеров. В перспективе, очевидно, нужно вводить лицензирование брокеров, и Украине необходим специальный закон о страховых посредниках. Пока его нет, мы подготовили проекты нормативных актов в этой сфере, но, к сожалению, полномочия принятия этих актов не принадлежат Комиссии, а находятся в ведении Кабинета министров, куда были поданы документы еще год назад. Идеей этих проектов является жесткое разграничение страховых агентов и страховых брокеров. Кроме того, говорится, что брокер должен иметь два счета: отдельный счет получаемых для передачи премий, отдельный - для собственной операционной деятельности, ведения хозяйственной деятельности и так далее. Мы определяем, что агент выступает представителем страховой компании и имеет право на комиссионные от нее. А брокер должен представлять интересы клиента и имеет право получать вознаграждение от клиента, но не может получать вознаграждение от страховой (перестраховочной) компании. Теоретически это абсолютно правильно. Там, где такие принципы не введены, периодически возникают скандалы Кстати, летом мы выдержали судебный процесс со стороны брокера против нас по вопросу комиссионных, и суд признал, что мы действуем в данном случае правильно. Мы ведь и сейчас брокерам не разрешаем получать комиссионные от компаний.

Куда движется национальный перестраховочный рынок Украины? В этом году один украинский страховщик ратовал за создание крупного национального перестраховщика

Мы не поддерживаем идеи, что не надо перестраховывать за границу, а нужно создать госструктуру, которая будет все перестраховывать. С другой стороны, мы постоянно видим, как маленькие компании с малым объемом премий, небольшим объемом ответственности и при этом недостаточным для нее собственным капиталом перестраховывают что-то за границу на небольшие суммы. Понятно, что такие компании малоинтересны ведущим мировым перестраховочным компаниям. Понятно, что по таким единичным случаям цена этого перестрахования значительна. И разрозненное индивидуальное перестрахование неэффективно. Наши ожидания связаны с тем, что надо ввести лицензирование права приема платежей в перестрахование. Это способствовало бы появлению специализированных перестраховочных компаний. Собрать все мелкие ручейки, идущие от маленьких компаний, квалифицировать определенным образом по видам, работать с крупными компаниями на солидной основе, предлагая достаточно объемные пакеты для перестрахования - такая концентрация страхового рынка в интересах его развития.

Если способствовать укрупнению, в том числе и путем лицензирования права на перестрахование, вероятно, мы могли бы более рационально распределять риски внутри Украины, используя местные емкости. Могли бы более эффективно перестраховывать, и, может быть, появилась бы перспектива приема в перестрахование сколь-нибудь заметных потоков, ведь сейчас в украинских компаниях перестраховывается очень мало. Но нужно пройти большой путь, чтобы наши компании выглядели привлекательно, и надо будет решать проблему с рейтингами - хотя они особая тема, в целом требования к рейтингам являются правильным регуляторным подходом.

Не чувствуете ли вы на себе давление групп, аккумулирующих ресурсы и которым нужны потоки средств, освобожденных от налогов или выведенных в зоны офшорного пребывания?

Безусловно, то, что мы делаем по ограничению операций псевдоперестрахования за границу - а "бизнес" по ним оценивается не менее чем в четыреста миллионов долларов в год, - встретило серьезный отпор. Уже второй год мы подвергаемся давлению. Причем трудно сказать, какой год был сложнее. С моей точки зрения, может быть, сложнее был 2004 год. В этом году борьба с нами приобрела несколько другие формы. Противники пытаются использовать факт "оранжевой" революции, но безуспешно, потому что первым расследованием против нас, которое было организовано на государственном уровне в этом году после революции, как раз и была тема политических преследований. Например, попытались обвинить меня, что я в Госфинуслуг преследую сторонников "оранжевой" революции. Хотя было ясно, что вся эта операция была организована пострадавшими клиентами страховых компаний, которые потеряли, начиная с января, "бизнес" по выводу капитала за рубеж. Работала комиссия с привлечением силовых органов, но факты дискриминации сторонников "оранжевой" революции не были установлены. Мы аполитичный орган, и просто регулируем рынки финансовых услуг, включая страхование. Кстати, когда сам проходишь через давление, начинаешь четче понимать, почему практически во всех развитых странах руководитель регуляторного органа имеет особый статус, особую процедуру назначения и особую процедуру увольнения. Особенно важно это для таких стран, как Украина и Россия, где финансовые рынки еще не устоялась, где достаточно много не вполне законных операций и проявляются очень большие интересы. Поэтому политическая защищенность надзора чрезвычайно важна.

А часто судятся с Госфинуслуг?

Несколько таких судебных процессов у нас было. По методологическим вопросам - что считать выполнением нормативов уставного фонда, на какую дату надо считать уставный фонд, ведь он фиксирован в евро, а валютный курс колеблется. Были вопросы, касающиеся сроков выдачи лицензий. Их тоже можно рассматривать как методологические, но это особая тема. Мне кажется, мы сделали для рынка важное дело, введя с марта этого года бессрочную выдачу лицензий по рисковым видам, кроме сегмента ОСАГО. Для этого вида установлен трехлетний лицензионный период, чтобы при переоформлении ориентироваться на результаты работы лицензиатов. Очень остро дискутировалась в этом году тема платы за лицензию - она серьезно повысилась. Раньше лицензия стоила триста сорок гривен, теперь - до тридцати тысяч гривен. Мы вводили такую относительно высокую плату, чтобы простимулировать специализацию мелких компаний, потому что им дорого покупать много лицензий. Но мы не боремся с мелкими компаниями, как о нас иногда пишут. Мы считаем, что если компания выполняет нормативы, то неважно, крупная она или мелкая. Понятно, что маленькая компания не может одновременно эффективно оценивать риски по десяткам видов страхования, и чтобы быть эффективной, "малыш" должен быть узкоспециализированным. Первым шагом стало повышение платы за лицензию, одновременно шла ускоренная капитализация украинского страхового рынка - за два года все показатели капитализации повысились в среднем в три раза: и уставный фонд, и активы, и резервы, и так далее. Параллельно были отняты лицензии у полусотни компаний, но перед этим мы разработали рекомендации по слиянию, по объединению, разработали юридическую процедуру. И многие страховщики, прекратившие существование, присоединились к более крупным и передали свои обязательства. Таким образом, трансформация рынка проходит достаточно мягко.

Сейчас вы удовлетворены темпами капитализации?

Да. И то, что при повышении платы за лицензии рыночная стоимость компаний объективно повысилась, послужило фактором привлечения инвестиций. Теперь больше инвестировано в действующие компании, чем во вновь созданные. Все крупные инвесторы, приходящие в Украину, покупают действующие компании, что мы всячески приветствуем. Этого мы добились следующим приемом - установили, что новая компания получает право на лицензию по обязательным видам страхования только после наличия опыта работа не менее двух лет по добровольным видам. Поскольку инвесторы, как правило, заинтересованы в обязательных видах страхования, в той же автогражданке, они простимулированы инвестировать в действующие компании. Поэтому у нас не было большой волны банкротств, а многие компании успешно проданы. В целом в Украине летом этого года было более шестидесяти компаний с иностранным капиталом. И сегодня действующие компании имеют довольно высокую инвестиционную оценку, в том числе российский капитал инвестирует в наш страховой сектор.

Как Госфинуслуг взаимодействует с акционерами компаний?

Мы ведем консультации с хозяевами страховщиков достаточно часто. Диалог очень важен, когда речь идет о дополнительной капитализации, либо когда у компании серьезные нарушения. Иногда мы ставим перед акционерами серьезные вопросы по выявленным нарушениям, изменениям в составе руководства. Ну и, конечно, мы хотим иметь дополнительные полномочия в части более детального сбора информации о связанных лицах, аффилированных лицах, анализа источника происхождения капитала компании. Существенная проблема украинских страховщиков - структура активов и резервов. В ее составе много ценных бумаг, которые не обладают реальной ликвидностью. Эта тема очень важна, и мы хотим определить пути и возможности улучшения ситуации, потому что если резервы обеспечиваются "мусорными" ценными бумагами, то не обладают ликвидностью, не являются реальным резервом. Но чтобы оценить активы по реальной рыночной стоимости, нужно создать специальные методики, и не всегда они в компетенции Госфинуслуг, а больше в ведении Комиссии по ценным бумагам

Что сейчас происходит с "Орантой"?

"Оранта" - бывший Укргосстрах, и, естественно, она является лидером по классическому страхованию, хотя по совокупной премии за год не попадает в десятку. К сожалению, на первых местах - компании, занятые оптимизационными схемами. Но, разумеется, состояние страхового рынка очень сильно зависит от положения дел в "Оранте". В прошлом году состояние компании вызывало некоторое опасение, и мы вели работу с акционерами. Был увеличен уставный фонд, были вложены дополнительные средства. По итогам прошлого года компания уже обеспечила прибыль, небольшую, но все-таки "Оранта" прибыльна сегодня. Безусловно, "Оранта" является одним из лидеров по автогражданке и по многим другим видам реального страхования. У "Оранты" более высокий уровень выплат, чем у многих других компаний. Проблема, которая с ней связана, находится в русле общей политики. Новое правительство, новая власть, как известно, искало возможность реприватизации, возврата в государственную собственность целого ряда объектов, которые, как считается, были приватизированы ошибочно, либо неправильно. Сегодня доля государства в компании "Оранта" - двадцать пять процентов. Пакет блокирующий, но не контрольный. Год назад это был контрольный пакет Не знаю, как окончательно решится эта проблема. Это уже не наш вопрос, но мы в Госфинуслуг заинтересованы в одном - чтобы такие вопросы решались быстро и эффективно.

***

Суслов Виктор Иванович

Глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины. Родился 25 февраля 1955 г. Гражданин Украины, женат, одна дочка. В 1977 г. с отличием окончил экономический факультет Харьковского государственного университета, в 1980 г. получил степень кандидата экономических наук, в 1984-1985 гг. обучался в Московском институте иностранных языков им. М. Тореза по специальности "португальский язык". Заслуженный экономист Украины, награжден орденами "За заслуги" III степени и "Южный крест" (Федеральная республика Бразилия). С 24 декабря 2002 г. занимает пост главы Госфинуслуг Украины.