Перейти к основному содержанию

Главная      И ДОВЕРИМ, И ПРОВЕРИМ

И ДОВЕРИМ, И ПРОВЕРИМ

Системного кризиса на рынке ОСАГО не будет

Приближается декабрь - месяц, когда процесс заключения и перезаключения договоров по ОСАГО достигает своего пика. И появившиеся на этом фоне разговоры о том, что рынок "автогражданки" то ли вступил в кризис, то ли еще собирается в него вступить, не могут не нервировать автолюбителей. В минувший вторник общественность успокаивал руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев. На пресс-конференции он заявил, что ожидать системного кризиса на рынке ОСАГО не следует, поскольку речь идет лишь о локальных кризисных проявлениях, которые не затронут потребителя.

Весной этого года с рынка неожиданно исчезли пять страховщиков - АВЕСТ, "Доверие" , "Западно-Сибирская транспортная страховая компания" (ЗСТСК), "Евро-Азиатская страховая компания" (ЕАСК) и "Содружество независимых государств" (СНГ). Все они занимались "автогражданкой" , продавали полисы, имели клиентов. И вот оказались неплатежеспособными. Российский союз автостраховщиков в сложившейся ситуации сориентировался довольно быстро: были назначены уполномоченные агенты РСА из числа крупных, пользующихся доверием компаний. Они организовали прием заявлений от пострадавших в ДТП по вине клиентов компаний-банкротов. Панику преодолели, но неприятный привкус остался. А тут еще журналисты время от времени добавляют масла в огонь, сообщая, что на рынке ОСАГО зреет новый кризис, в котором еще порядка 10 компаний лишатся лицензий. Да и сами страховщики весьма сдержанно говорят о будущем "автогражданки" , утверждая, что число неплатежеспособных компаний все-таки будет расти.

Конечно, ничего удивительного в этом нет. Эксперты уже давно предупреждали, что некоторые компании пришли на рынок ОСАГО только для того, чтобы решить свои сиюминутные финансовые проблемы. К сожалению, как отмечает руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев, порядок выдачи лицензий на ОСАГО "был слишком формальным" , и последствия этого "формализма" начинают сказываться сегодня. Выясняется, что некоторые из страховых компаний, продающих полисы ОСАГО, имели в прошлом сомнительную репутацию, занимались "серыми" схемами.

Рядовому автолюбителю все эти нюансы страхового бизнеса, разумеется, не слишком интересны. Он заинтересован в том, чтобы компания, с которой он заключил договор, честно и вовремя выполняла свои обязательства. А выявлять, кто из страховщиков занимается схемами, а кто нет - это уже дело Росстрахнадзора. Клиент должен быть уверен, что обслуживающая компания достойна доверия.

Но пока ситуация продолжает оставаться неопределенной, шанс заполучить в страховщики недобросовестную компанию по-прежнему есть, хотя он и не слишком велик. По оценке Ломакина-Румянцева, доля недобросовестных страховщиков на рынке ОСАГО составляет не более 5 процентов. Однако, чтобы не "наскочить" на кого-то из этих 5 процентов, автолюбителю стоит самому позаботиться о себе, выбрать действительно солидного, имеющего хорошую репутацию страховщика. С этой точки зрения полезны обзоры и рейтинги, которые публикуются в СМИ. По данным Российского союза автостраховщиков, первую строчку в рейтинге компаний, занимающихся обязательным и добровольным (каско) автострахованием, удерживает Росгосстрах. За девять месяцев этого года Росгосстрах выплатил по ОСАГО 5, 9 млрд. рублей, урегулировав 274 тыс. страховых случаев. Компания имеет разветвленную сеть филиалов. Это является одним из серьезных преимуществ для развития такого бизнеса, как ОСАГО.

- Мы создали специализированную систему урегулирования страховых случаев, - рассказывает вице-президент Росгосстраха Игорь Игнатьев. - Для быстрого и качественного обслуживания клиентов все центры выплат оснащены современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет рассчитывать ущерб по машинам любых марок, не только отечественных, но и иностранных. Наш клиент может обратиться в любой центр, независимо от того, где он покупал полис, и где попал в ДТП.

Принцип "доверяй, но проверяй" в отношении выбора страховщика по ОСАГО принесет автолюбителям реальную пользу. По оценке одного из видных экспертов страхового рынка, заместителя директора Научно-исследовательского финансового института, профессора Евгения Коломина, люди уже отлично понимают необходимость страховой защиты. "Главная проблема сейчас, - считает профессор, - правильный выбор страховщика и гарантированность предоставления им этой защиты. Устойчиво и надежно работают сегодня на рынке не более 10 процентов страховщиков".

Двухлетний опыт жизни с ОСАГО показал: "автогражданка" - штука полезная и нужная, она дает реальный шанс восстановить утраченное в результате ДТП. И провалы отдельных компаний не должны испортить в целом хорошее дело. Надо просто, как и везде, иметь дело с лучшими.