ПОЛИСУ - ПОДОРОЖАТЬ, ВОЗМЕЩЕНИЮ - "ПОЩЕДРЕТЬ"!
В ближайшее время в Госдуму могут поступить поправки в Закон об ОСАГО, предлагающие существенно повысить стоимость полисов ОСАГО и увеличить за счет этого страховые выплаты в результате ДТП. По прогнозам, они могут быть приняты в первом чтении еще до конца 2005 г.
Подорожание полисов произойдет в случае принятия хотя бы одной из двух предложенных законодательных инициатив. Первая принадлежит главе МЧС России Сергею Шойгу. "Страховщики должны не только заниматься сбором средств, но и участвовать в финансировании спасательных работ и лечении пострадавших в автокатастрофах", - заявил он на пленарном заседании Госдумы в середине октября. По мнению министра, раз МЧС выезжает на каждое третье ДТП, деятельность его сотрудников должна как-то компенсироваться.
Суть второго проекта, предложенного членом фракции Госдумы "Единая Россия" Валерием Гребенниковым еще в мае 2005 г. и предлагаемого к рассмотрению в осеннюю сессию, - увеличить базовые тарифы полисов ОСАГО. Ставку предлагается повысить на 20% (сейчас она составляет 1980 руб. для частных легковых автомобилей и 2375 руб. - для машин юридических лиц). Вместе с тем для некоторых регионов планируется снизить территориальные коэффициенты. Например, для Москвы - с 2 до 1,8. Причина в том, что в столице при расчете тарифа сейчас действует коэффициент 2, а в Московской области - 1,8. Несмотря на соседство регионов, подмосковные водители платят за полис меньше, хотя было бы логично, если б автовладельцы Москвы и области платили одинаково. Аналогичная мера предлагается для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Согласно проекту должны увеличиться выплаты на возмещение вреда имуществу (со 160 до 350 тыс. руб.) и здоровью (с 240 до 400 тыс. руб.).
Предложения обусловлены рядом обстоятельств. Дело в том, что размер действующих тарифов утверждался в 2003 г. За прошедшие два года цены на все услуги существенно выросли. Основная же часть собранных страховщиками средств (77%) предназначена для выплат пострадавшим, и страховые компании не имеют права использовать эти деньги не по назначению.
В итоге даже если средства не были потрачены, их постепенно съедает инфляция. Только официально она составит не менее 10% - за год из резервного фонда "испарится" около 5 млрд руб. Именно из-за этих несоответствий многие страховые компании работают практически без прибыли (особенно на Урале и в Сибири). По данным Минфина, в сентябре с такими проблемами столкнулись 23 из 165 компаний, работающих на рынке ОСАГО. " Чтобы эти компании остались на плаву, а интересы их клиентов были защищены, и нужно повышать базовые тарифы ОСАГО", - считает В. Гребенников.
Само собой, страховщики считают инициативы полезными. Прежде всего из-за роста инфляции. Увеличивается доля транспортных средств иностранного производства, а это повышает стоимость ремонта. Растут в цене услуги станций техобслуживания. Соответственно увеличивается размер средней выплаты. Все это происходит наряду с фактическим снижением стоимости полисов ОСАГО на 10-15% с момента его введения. В то же время не вызывает возражения у страховщиков и инициатива увеличения суммы страховых выплат по имуществу и здоровью, так как она будет скомпенсирована предлагаемым увеличением тарифов. Будучи социально направленной, эта мера в то же время не окажет негативного влияния на финансовое состояние страховых компаний.
Но в заключение все же хочется заметить, что ОСАГО вводилось не в интересах одних только страховых компаний. И повышая тарифы, хорошо бы депутатам еще и учесть возможности тех, кто платит за страховку, - их карманы инфляция стороной тоже не обходит. Кстати, страховщики так и не представили широким массам "на колесах" четких обоснований неэффективности ныне действующих тарифов.
P.S. Когда номер подписывался в печать, поступило сообщение, что Кабинет министров дал отрицательное заключение на законопроект В. Гребенникова"
***
Это интересно
Насмешила всех на днях Волгоградская дума: местные законодатели нашли свой, правда нелепый, инструмент, с помощью которою решили заставить страховщиков жить "по понятиям". Они хотят поставить страховые компании, задерживающие выплаты, "на счетчик", но очень нежно - на 0,9% от суммы выплаты в день. Это значит, что за задержку тысячи долларов на месяц автовладельцу компенсируют примерно 700 рублей.
Скромный размер штрафа объясняется тем, что меньшая сумма для страховщиков была бы пустым звуком, а большая - не соответствовала бы реальным параметрам инфляции.
Но дело-то не в инфляции! Задержка на месяц означает, что лишние 30 дней пострадавший не может пользоваться своим автомобилем. И 700 рублей - смешная компенсация, которой хватит если только на проездной...
Страховщики эту инициативу также не восприняли всерьез. Руководители страховых компаний утверждают, что для воздействия на них есть гораздо более действенный инструмент - отзыв лицензии.