Перейти к основному содержанию

Главная      Власти удобнее с монополистами

Власти удобнее с монополистами

Представители власти в регионах не признают антимонопольное законодательство на рынке финансовых услуг

На конференции ФАС РФ, которая прошла в Петербурге и была посвящена региональным аспектам защиты конкуренции, отмечалось, что рынок финансовых услуг Северо-Запада РФ монополизирован, особенно в банковской и страховой сферах. Именно в них зарегистрировано наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства, причем со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления

В банковской сфере 80% активов формируют 20 кредитных организаций Северо-Запада, а на долю 5 приходится 64% активов. Половина ресурсов находится у петербургских банков, в том числе у Северо-Западного банка Сбербанка РФ - 20%. Однако доля Сбербанка по частным вкладам в последнее время снизилась с 60% до 55%.

В регионе картина иная: в Республике Коми Западно-Уральский банк Сбербанка РФ аккумулировал 73,8% депозитов и 70,1% кредитов. В Мурманске также доминирует отделение Сбербанка: 78% вкладов и 50% кредитов.

Среда - благоприятная, но не для всех

По страхованию можно выделить два сегмента, в одном из которых есть конкуренция, а в другом, наоборот, установилась монополия. По ОСАГО была создана конкурентная среда благодаря изменению, внесенному в соответствующий закон, по которому одним из условий получения лицензии на данный вид услуг стало открытие филиалов и представительств в каждом субъекте РФ. За счет этого вырос масштаб деятельности компаний в регионах.

В последнее время свыше 90% нарушений антимонопольного законодательства зарегистрировано в сфере страхования, и в большинстве случаев при попустительстве органов власти. Так, в Мурманске управление ФАС обратило внимание на то, что компаниям, входившим в группу "Росгосстрах", были созданы благоприятные условия для работы по ОСАГО. С ООО "Росгосстрах - Северо-Запад" администрация заключила договор без конкурса.

Нередки случаи, когда местное отделение ГИБДД и страховая компания, оказывающая услуги по ОСАГО, находятся в одном помещении, что также дает определенные преимущества частному предприятию. По закону такое совместное "проживание" запрещено, но, как признаются сами представители ФАС, в судебных инстанциях подобные претензии юристами оспариваются, поскольку в Законе "Об ОСАГО" нет четкой формулировки понятия "помещение".

На рынке ОМС негативно сказалось изменение, внесенное в Закон "Об организации страхового дела в РФ", согласно которому существенно возрос уставный капитал страховых компаний. Орган страхового надзора отозвал лицензии у тех, кто до 1 июля 2004 года не выполнил это требование. В Новгороде из трех компаний, работавших на рынке ОМС, у двух отозвали лицензии. Еще одна, пока оформляла документы в госинстанциях, потеряла часть клиентов.

В Петербурге, как рассказал на конференции замруководителя управления ФАС РФ по Петербургу Владимир Нелюбов, число компаний, которые обслуживают работающих петербуржцев, заметно сократилось, что, на его взгляд, связано с политикой Территориального фонда ОМС.

"С фондами ОМС большая проблема. Органы власти и руководители территориальных фондов защищают интересы нескольких компаний, а других устраняют с этого рынка", - сказала начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС РФ Юлия Бондарева.

Под прицел ФАС попал Сбербанк

В банковском секторе в последнее время ФАС свою деятельность активизировала. Возбуждено 6 дел по факту нарушения правил обмена валюты в Москве. В поле зрения антимонопольной службы попали средние кредитные организации. Аналогичные проверки ФАС обещает провести и в Петербурге. Об этом на конференции заявил глава ФАС Игорь Артемьев.

Антимонопольная служба рьяно взялась за рекламу банковских услуг. Возбуждено дело против Сбербанка РФ (по ст. 17 Закона "О рекламе"), поскольку он не указал все условия депозитного договора.

По действующему закону не допускается умолчание хотя бы одного из условий рекламируемого договора. Надо либо указывать все, либо сделать ссылку на источник, где они перечислены.

По мнению выступавшего на конференции президента Ассоциации банков Северо-Запада Владимира Джиковича, в первом случае реклама будет неэффективной, так как обычно договоры содержат большой объем информации, что затруднит ее восприятие. Во втором случае, по его словам, по одному наименованию вклада трудно судить о привлекательности услуги. При этом у потребителя не возникнет желания обратиться к указанным источникам для выяснения условий депозита.

"Мы не считаем правомерным ряд претензий ФАС, в том числе и по рекламе. Требуется перечислять все условия договора, но это же абсурд! В то же время мы видим сегодня много рекламы потребительских кредитов без всяких условий их предоставления", - высказал свое мнение по обсуждаемой проблеме председатель Северо-Западного банка Сбербанка РФ Леонид Шац.

Реклама вводит потребителей в заблуждение

Потребительское кредитование, которое бурно развивается не только в Петербурге, но и на других территориях, не находит четкого отражения в Законе "О рекламе", что подтверждают и представители ФАС. "Пока реклама вводит потребителей в заблуждение, поскольку в ней отсутствуют существенные условия договора", - сообщила начальник отдела контроля соблюдения Закона "О рекламе" УФАС по Петербургу Наталья Пушкина.

В результате взаимодействия Ассоциации банков Северо-Запада, клуба рекламодателей и ФАС были выработаны рекомендации для банков, предоставляющих потребительские кредиты. По словам В. Джиковича, это позволило исключить факты недобросовестной рекламы петербургских банков, но у ФАС остаются претензии к ряду московских филиалов, активно продвигающих эти услуги.

В мае появились рекомендации, подготовленные совместно ФАС и ЦБ РФ, как рекламировать потребительские кредиты. Рекомендации - не обязательны к исполнению, но на конференции зампредседателя ГУ ЦБ по Петербургу Наталья Филиппова сказала, что при комплексных проверках это требование будут учитывать при анализе работы кредитной организации.

Всероссийское общество потребителей продвигает Закон "О потребительском кредите", который существенно ущемит интересы банков, разъяснил президент АБСЗ. "Разработчики проекта явно не учли экономической сущности кредитной организации. Принятие закона в предложенной редакции может повлечь за собой отказ банков от услуги по потребительскому кредитованию", - заявил В. Джикович.