Европейский протокол на русской дороге
Правительство совершенствует отечественный менталитет
Вступившее в силу постановление правительства России обязывает ряд ведомств и Российский союз автостраховщиков (РСА) создать единый банк данных, препятствующий мошенничеству при заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
В течение шести месяцев должны быть разработаны правила информационного обмена при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Министерству финансов, Минэкономразвития, МВД, Министерству сельского хозяйства, Министерству обороны и РСА поручено представить в правительство проекты нормативно-правовых актов, определяющих периодичность, сроки и форму предоставления информации для осуществления межведомственного обмена, а также порядок предоставления пользователям сведений по ОСАГО.
Страховщики с нетерпением ждали принятия этого постановления, поскольку оно, как считают многие эксперты, не только способствует борьбе с мошенничеством, но и облегчит в перспективе переход на урегулирование убытков по Европейскому протоколу. Европейский протокол - это соглашение между страховыми компаниями, направленное на стандартизацию процесса урегулирования убытков при автоавариях. Такое соглашение применяется в большинстве цивилизованных стран. Владельцу полиса выдается бланк с типовыми схемами дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Его заполняют участники аварии при обоюдном согласии. В противном случае вызываются полицейские или страховщики. Подобная система позволяет не привлекать полицию к мелким авариям и произвести выплаты без суда.
В России такая схема казалась невозможной из-за особенностей отечественного менталитета. Ведь ни для кого не секрет, что даже добросовестные автовладельцы нередко пытаются возложить на страховую компанию бремя таких выплат, которые заведомо не имеют отношения к ДТП. Способствуют мошенничеству и отдельные сотрудники ГИБДД, предлагающие за отдельную плату зафиксировать в протоколе ДТП любые повреждения вашего автомобиля, даже те, которые стали следствием естественного износа транспортного средства.
Вначале милиция категорически не соглашалась с переходом на Европейский протокол, однако сейчас она уже не столь уверена в своей правоте. Причем первыми о возможности оформления
ДТП без представителя власти заговорили работники столичной Госавтоинспекции, которых убедили следующие красноречивые цифры: один выезд инспектора на место автомобильного происшествия обходится в 30 долл. США. В год происходит 1,2-1,5 млн ДТП. Если умножить одну цифру на другую, получим без малого 50 млн долл., которые можно было бы сэкономить при использовании Европейского протокола.
На различных экспертных комиссиях с участием представителей ГИБДД и РСА была достигнута следующая предварительная договоренность: если участники ДТП договорились между собой о том, кто виноват, кто должен платить кому и сколько, милиция на место аварии не выезжает. Если ущерб, вызванный ДТП, меньше 10 тыс. руб., водители составляют Европейский протокол. И только в том случае, когда владельцы пострадавших в аварии машин не могут прийти к общему мнению, они часами ждут ГАИ или за свой счет вызывают аварийного комиссара.
Впрочем, если число вызовов снизится в разы, то не придется так долго ждать гаишника. Не нужно будет и опасаться штрафных санкций, ведь даже в самой мелкой аварии кто-то, как правило, обязательно виноват в несоблюдении Правил дорожного движения.
Однако эта система заработает еще не скоро. Зато уже в будущем году должны быть сведены к нулю злоупотребления, ставшие возможными благодаря отсутствию у страховщиков практики информационного обмена.
Этот вид мошенничества связан с коэффициентом, который играет важную роль при перезаключении договора ОСАГО. Если вы сумели целый год проездить без аварий, применяется понижающий коэффициент и страховая премия оказывается ниже, чем годом раньше. Но если вы стали виновником ДТП и по вашей страховке в минувшем году производились выплаты, применяется повышающий коэффициент. Смекнув, что в таком случае все-таки можно обойти закон и сэкономить свои деньги, некоторые автовладельцы попросту отказывались от пролонгации договора со своим страховщиком и шли в другую страховую компанию, которая не имела никакой информации о том, совершал ли их новый клиент прежде какие-либо аварии.
Обмен информацией позволит обеспечить формирование автоматизированной информационной системы ОСАГО (АИС ОСАГО), предусмотренное статьей 30 закона об обязательной автогражданке. И каждому автовладельцу станет очевидно: попытка обмануть страховщика может привести к печальным последствиям. Если произошел страховой случай, ваша страховая компания просто откажется платить потерпевшему на том основании, что вы не заплатили ей ту сумму, которую были обязаны заплатить с учетом всех ваших прежних ДТП. Она расторгнет договор ОСАГО, и возмещать весь ущерб придется самому автовладельцу, словно у него и не было никакой страховки. Впрочем, постановление правительства должно принести пользу не только страховщикам. Ведь, согласно закону, "пользование информационными ресурсами автоматизированной информационной системы является свободным и общедоступным, за исключением информации, составляющей в соответствии с федеральным законом информацию ограниченного доступа". Это означает, что при покупке автомобиля с пробегом по России покупатель сможет получить достоверную информацию о тех ДТП, в которых побывала данная автомашина.
* * *
СПРАВКА
КОМУ ЧТО ПРЕДПИСАНО
Постановлением правительства утвержден перечень информации, которую будут обязаны предоставлять органы власти, страховщики и иные организации. Затем эти данные будут формироваться в ведомственных банках данных информационных ресурсов АИС ОСАГО. Ответственными за сбор и обработку информации для АИС ОСАГО назначены МВД, Минсельхоз, Минобороны, Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба страхового надзора (ФССН) и, естественно, РСА.
МВД должно будет формировать в своем банке данных информацию об автовладельцах, зарегистрированном автотранспорте и ДТП. В банке данных Минсельхоза будут собраны сведения о зарегистрированном сельхозтранспорте и его владельцах. Минобороны соберет данные о владельцах транспорта, подлежащего ОСАГО и принадлежащего органам власти, которые имеют воинские формирования, а также о зарегистрированном воинском транспорте, ответственность по которому должна быть застрахована.
ФССН, помимо информации о премиях и выплатах по обязательной автогражданке, должна будет собрать сведения о количестве заключенных и прекративших свое действие договоров ОСАГО. ФТС сформирует банк данных о машинах, зарегистрированных в иностранных государствах и въезжающих на территорию РФ.
РСА должен будет собирать и обрабатывать сведения о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах ОСАГО; страхователях и лицах, допущенных к управлению автомобилем; страховых случаях и потерпевших; размере причиненного ущерба и произведенных выплатах по страховым случаям; количестве и размере произведенных компенсационных выплат.