Перейти к основному содержанию

Главная      "Автогражданка": на пути к "европейскому протоколу"

"Автогражданка": на пути к "европейскому протоколу"

Минфин подготовил новые поправки к непопулярному закону

С мелкими ДТП разберутся на месте

Не много найдется автомобилистов, которым бы пришелся по душе Федеральный закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (сокращенно - ОСАГО). За годовой полис в Питере приходится платить минимум 2,5 тысячи рублей, а случись авария - получить деньги на ремонт в страховой компании виновника ДТП в нужном объеме очень сложно. Минфин РФ решил немного помочь автолюбителям. 1 октября 2005 года его специалисты закончили подготовку первого блока поправок к ОСАГО и передали их в Госдуму.

Сразу оговоримся - снижения базовой ставки по нелюбимому закону не произойдет. Более того, страховые компании, имеющие в своем портфеле "автогражданку", даже не прочь ее увеличить. На прошедшем на днях "круглом столе" "ОСАГО: новые аспекты" представители компаний "Русский мир", "Росгосстрах-Северо-Запад", "РЕСО-Гарантия" пожаловались на то, что тарифы за два года не изменились, а стоимость авторемонта и запчастей, по которым начисляют компенсацию пострадавшему в ДТП, возросла за этот период чуть ли не на 50 процентов.

В новый документ внесены три важных изменения. Во-первых, увеличивается максимальный размер возмещения вреда здоровью потерпевших в аварии до 160 тысяч рублей. Во-вторых, Минфин уточняет понятие "внутренние территории". Сегодня, если машины сталкиваются при маневрах на АЗС, парковке у гипермаркета или на заводской площадке, закон об ОСАГО не действует. Поправка признает эти инциденты страховыми случаями с выплатой ущерба пострадавшей машине. В-третьих, к 1 декабря чиновники должны подготовить предложение по введению процедуры упрощенного оформления мелких ДТП с ущербом до 15 тысяч рублей (при обоюдном согласии водителей и аварийных комиссаров). Это станет первым шагом к "европейскому протоколу", когда невиновный участник ДТП получит деньги в страховой компании, выдавшей ему полис. Пока же закон об "автогражданке" обязывает потерпевшего получать ущерб в компании, застраховавшей виновника ДТП. В результате полную компенсацию получить невозможно по определению. Человек идет за оценкой ущерба в фирму, в которую направит страховая компания (естественно, никаких независимых оценщиков!). Люди, столкнувшиеся с этой системой, уверяют, что сумма возмещения оказывается на 30 - 40 процентов меньше реальной.

В теории "разбор полетов" на месте, без участия гаишников, значительно уменьшит заторы в крупных городах. Например, интенсивность движения в Петербурге такова, что перекрытие "траффика" на 10 - 15 минут приводит к системной пробке. А мелкие ДТП (50 - 100 случаев ежедневно) останавливают движение минимум на полчаса. Стоящие в заторе люди ждут приезда экипажа ДПС, который замеряет место происшествия и оформляет протокол. Но как навскидку определить, на какую сумму повредили твою машину? Так что депутаты могут хорошую поправку к ОСАГО еще и не утвердить.

Куда уходит сверхприбыль?

Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" приносил страховым компаниям прибыли, сопоставимые с доходами финансовых пирамид времен "МММ". В прошлом году 170 российских страховщиков собрали с владельцев транспортных средств 49 миллиардов рублей, а выплатили в страховых случаях всего 5 миллиардов!

Структура этого бизнеса крайне неоднородна. Заведующая кафедрой страхования Санкт-Петербургского университета экономики и финансов профессор Татьяна Федорова отметила, что пять крупных российских компаний контролируют 50 процентов финансовых потоков в сфере ОСАГО и еще четыре - 25%. Получается, что 9 компаний (из 170) оформляют три четверти полисов!

Но, похоже, сверхприбыли этого рынка уходят в прошлое. Заместитель генерального директора компании "Росгосстрах-Северо-Запад" Олег Киселев пожаловался на "круглом столе": "За 9 месяцев 2005 года наша сумма выплат в Петербурге возросла на 34 процента и составила 266 миллионов рублей. Количество страховых случаев увеличилось на 20 процентов. Сборы же страховых премий за этот период увеличились только на 3 процента. Как видим, убыточность операций заметно выросла".

Но даже после символического роста на три процента сумма страховых сборов от ОСАГО в Северо-Западном "Росгосстрахе" составила 647 миллионов рублей, что на 381 миллион превышает сумму выплат за этот период. Если это не сверхприбыль, то что же тогда? Может, и над этим есть смысл задуматься специалистам из Минфина?

***

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы, лидер движения "Автомобилисты России":

- В поправки не внесено главное - уменьшение базовой стоимости полиса. Кроме того, ОСАГО не работает на улучшение безопасности дорожного движения. Автостраховщики не вкладывают ни копейки в социальную рекламу безопасности движения.

Денис ШУБИН, председатель городского автоклуба "А-24":

- Предложения господина Похмелкина о снижении тарифов - чистый популизм: страхование - это необходимость. Радует, что сделан первый шаг к "европейскому протоколу".