Перейти к основному содержанию

Главная      За сухими цифрами видеть человека

За сухими цифрами видеть человека

Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам

СПРАВКА "ПГ"

ВАСИЛЬЕВ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Родился 1 мая 1951 года.

Окончил Ростовский государственный университет, Ставропольский университет.

Доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук. Член фракции "Единая Россия".

Известно, что недавно законодатели и Правительство благодаря настойчивости фракции "Единая Россия" пришли к соглашению по ряду принципиальных позиций по важнейшим статьям будущего главного финансового документа страны.

В частности, по инициативе бюро высшего совета партии "Единая Россия" были изменены два основных параметра бюджета - доходы и расходы. Было решено значительно увеличить суммы бюджетных денег, выделяемых на развитие экономики и решение социальных проблем. И вот работа выходит на финишную прямую. 26 августа в Государственную Думу из Правительства должен поступить законопроект о бюджете на 2006 год.

Об основных его особенностях корреспондент "ПГ" беседовал с председателем Комитета по бюджету и налогам Юрием Васильевым.

- Совместная и, надо отметить, слаженная работа над главным финансовым документом страны депутатов и Правительства идет конструктивно начиная с июля, - для начала заметил Юрий Васильев. И подчеркнул: - Думскому руководству фракции "Единая Россия" уже на начальной стадии обсуждения бюджета удалось добиться от кабинета министров увеличений доходной части бюджета на 598 миллиардов рублей и расходной на 322 миллиарда. Если изначально предлагалась доходная часть бюджета в объеме 4 триллиона 429 миллиардов рублей, а расходная в 3 триллиона 929 миллиардов рублей, то сейчас доходы должны составить 5 триллионов рублей 29 миллиардов, расходы свыше 4, 3 триллиона рублей. А профицит достигнет 776, 1 миллиарда рублей вместо ранее предполагаемых 500, 2 миллиарда рублей. Считаем, что целесообразно расходную часть бюджета направить на инвестиции целевых экономических программ, на строительство дорог, жилья, на безопасность, медицину, образование. Инвестиции будут поступать из трех основных источников: инвестиционного фонда, федеральных целевых программ и федеральных адресных программ. Все они направлены непосредственно на развитие экономики, которая будет работать на благо человека. Как образно сказал Председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов, одним из основных направлений федерального бюджета на следующий год станут "инвестиции в человека". То есть речь идет о повышении качества жизни наших граждан.

- Этот бюджет называют "бюджетом развития". Какие направления предполагается развивать?

- Реальная экономическая и социальная направленность нового проекта, где рубли измеряются в натуральных экономических показателях, позволяет определить его как бюджет развития. Говоря же о социальной направленности документа, то он решает многие задачи, которые не предусматривались раньше. Так, например, значительно увеличено финансирование пострадавшим от политических репрессий и труженикам тыла, проживающим в регионах.

Правительство пошло навстречу депутатам нашей фракции и выделило более 2 миллиардов рублей дополнительных субсидий на предоставление мер социальной поддержки для реабилитированных лиц, а также на частичное возмещение мер социальной поддержки тружеников тыла. Это более 4 миллиардов рублей. На социальную поддержку ветеранов труда намечается свыше 7 миллиардов рублей.

Появились и совершенно новые статьи расходов. К примеру, на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков. На это выделено более одного миллиарда рублей. На меры социальной поддержки граждан пойдет свыше 513 миллионов, на автострахование для инвалидов - более 476 миллионов рублей. Предусмотрены пособия на общую сумму более пяти миллионов рублей гражданам, которые пострадали от "поствакцинальных осложнений". Про перевозки несовершеннолетних детей из интернатов тоже не забыли, выделив на эти нужды 32 миллиона рублей. И таких статей, непосредственно решающих насущные, повседневные проблемы людей, в бюджете немало. Словом, за каждой цифрой надо видеть человека.

- Как известно, ахиллесовой пятой всех предыдущих бюджетов была статья "межбюджетные отношения". Она становилась яблоком раздора между федеральным Центром и регионами. Особенно когда дело доходило до "межбюджетных трансфертов"... Вы регулярно принимали участие в трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений. Удалось ли найти в этот раз компромисс?

- Сразу же скажу, что межбюджетные трансферты значительно увеличены. Их объем в следующем году составит 426 миллиардов рублей. По сравнению с 2005 годом увеличение на 38 процентов. Через специальные фонды будут распределяться 80 процентов трансфертов.

Многие статьи, которые не финансировались, будут профинансированы. В частности, выделено более 11 миллиардов рублей на развитие сельскохозяйственного производства, почти три миллиарда рублей пойдет на компенсации части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур.

Наконец-то в бюджете учли средства - свыше миллиарда рублей - на восстановление лесов и на тушение лесных пожаров. Большую долю в финансировании регионов составят субвенции местным бюджетам. В частности, впервые в новом году будут выделены субвенции в размере 362 миллиона рублей бюджету города Байконура на капитальные вложения. А на содержание его инфраструктуры, связанной с арендой космодрома, пойдет более 671 миллиона рублей. Два миллиарда рублей дотаций получит Красноярский край. Всего же выделено на социальные и экономические нужды регионов свыше 400 миллиардов рублей.

Отмечу, что в нынешнем бюджете заложены реальные механизмы не только поддержки регионов, но и их развития. Огромную роль в этом направлении призван сыграть фонд регионального развития, объем которого составляет 25 миллиардов рублей. Этот фонд с его средствами планируется утвердить к третьему чтению законопроекта. Если депутаты поддержат, то деньги фонда будут использоваться по усмотрению регионов. Скорее всего, они пойдут на повышение зарплаты местным бюджетникам.

- То есть регионам предоставляется простор для инициативы?

- На трехсторонней комиссии, в которой принимали участие представители Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, по обсуждению параметров бюджета было решено всячески поддерживать те субъекты Федерации, которые работают над наполнением своих бюджетов.

То есть если несколько лет назад первым вопросом стояло, как выплатить зарплату бюджетникам, то сейчас мы думаем, как регионам развивать свои бюджеты. С этой целью создается фонд развития регионов, в который будет заложено около 3 миллиардов рублей. Кстати, подобного фонда в истории российского бюджетостроения еще не было. И он даст возможность Центру софинансировать наиболее перспективные экономические и социальные программы, инициируемые на местах.

Надо отметить и то, что сегодня сами субъекты выходят из стадии иждивенчества и ищут пути развития собственных бюджетов. Их инициативы поощряются реальным рублем. Данная тенденция самореализации регионов уже наблюдается в этом году. Новый бюджет даст ей возможность расшириться и получить качественное развитие. В частности, значительно повысятся, более чем на 800 миллионов рублей, субсидии на поддержку региональных экономических реформ.

И еще одна особенность - если нынешний бюджет можно назвать бюджетом надежной конструкции и социальной направленности, то подготовленный проект, обладая этими же качествами, имеет ряд преимуществ. В частности, его можно охарактеризовать еще и как бюджет развития и инвестиционной политики. Это означает, что главная цель закона - решать социальные проблемы за счет экономического роста, а не только посредством торговли энергоресурсами. К тому же экспорт нефти на следующий год будет сокращаться.

- Нельзя обойти вниманием и такую проблему. В России десятки тысяч малых городов, которые так остро нуждаются в бюджетной помощи федерального Центра. Не забыты ли и их нужды? Например, тот же Пятигорск, где вы в течение многих лет возглавляли городскую администрацию.

- Нет, мы не забываем о проблемах малых городов. Если говорить конкретно по Пятигорску, то из федеральной адресной программы выделяется 20 миллионов рублей для завершения строительства бассейна в школе N30. 22 миллиона рублей предназначено для закупки оборудования протезно-ортопедическому предприятию. Для ремонта и поддержки местного госпиталя ветеранов Великой Отечественной выделено более миллиона рублей. Не забыты исторические и литературные музеи, связанные с творчеством и жизнью великого русского поэта Михаила Лермонтова. Кроме того, будет оказана финансовая помощь храму и монастырю, которые находятся на территории города. Это своеобразные архитектурные и духовные памятники, которые имеют богатую и насыщенную историю, составляющую важный элемент исторического наследия края. Она играет не последнюю роль в формировании основ нравственности и патриотизма среди молодого поколения. На возрождение и поддержку старинного Бештоугорского Успенского мужского монастыря, которому в конце августа этого года исполнится сто лет, будет выделено 2 миллиона рублей. А на ремонт и реставрацию Спасского собора 3 миллиона рублей. Всего же на поддержку городской инфраструктуры пойдет около 45 миллионов рублей, что весьма значительно для такого небольшого города.

И подобного рода пример не единичен. Малые города России не забыты.