МОШЕННИКИ ЗАРАБАТЫВАЮТ МИЛЛИОНЫ НА "АВТОСТРАХОВКЕ"
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности бьет рекорды по числу выстроенных вокруг него махинаций
По словам экспертов, зарегистрированные преступления являются только "верхушкой айсберга" и в ближайшее время будет выявлено множество новых афер вокруг ОСАГО. Специалисты утверждают, что бороться надо не с мошенниками, среди которых называют как водителей, так и страховщиков и сотрудников ГИБДД, ас самим законом, и предлагают либо отменить его, либо полностью переделать.
Лидерство по числу махинаций вокруг ОСАГО принадлежит, естественно, столице. В управлении по борьбе с экономическими преступлениями столичного ГУВД сообщили, что махинации выявляются на всех стадиях работы закона об обязательном страховании начиная с продажи полисов. К примеру, аферисты устраиваются в страховые компании, продают полисы, а выручку присваивают себе и скрываются. Случается также, что мошенники изготавливают фальшивые полисы и торгуют ими от имени официальных страховых компаний.
Все больше махинаций с ОСАГО регистрируется и в других регионах России. Так, в Волгоградской области расследуется дело группы мошенников, в которую вместе с бывшими и действующими работниками страховых компаний входили и сотрудники ГИБДД. Аферисты покупали послеаварийный отечественный автомобиль, регистрировали его, ставили на учет и страховали. После этого оформлялась подложная справка о ДТП, по которой получались страховые выплаты. При этом за одну и туже разбитую "десятку" мошенники получили страховку четырежды. А в Нижнем Новгороде один из водителей застраховался в 11 компаниях, сфабриковал ДТП и успел получить денежную компенсацию в пяти местах.
По словам адвоката Валерия Зорина, отметившего, что существует "как минимум триста способов обмануть страховую компанию и получить деньги", в судах находится множество исков и к самим страховщикам, связанные в основном с занижением ими и их оценщиками суммы ущерба.
Вице-председатель Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский полагает, что закон об ОСАГО надо отменить как грабительский, а ОСАГО само по себе "дает огромное поле для мошенников и судебных процессов". Он призывает ликвидировать все лазейки, которые дают возможность отказать в выплатах или помогают страховым компаниям многократно их занизить, а также устранить противоречия между законом и Гражданским кодексом.
Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в свою очередь, обращает внимание на другие "странности" закона об ОСАГО. По его словам, Москва не самый аварийный город России, однако обязательная страховка стоит там значительно дороже. Кроме того, чем выше мощность двигателя, тем больше стоимость страховки, отмечает он, при этом отвергая тезис страховщиков о том, что "мощный двигатель - это как бы первый признак высокой аварийности машины". Напротив, утверждает Травин, чем мощнее машина, тем лучше у нее система безопасности и тормоза.
Однако закон об ОСАГО едва ли отменят, а если и внесут поправки, то лишь незначительные. В отличие от автовладельцев для страховщиков закон "работает как надо" - по некоторым данным, за два года действия ОСАГО страховые компании собрали 86,9 миллиарда рублей, а выплатили 25,6 миллиарда.
П. Андреев.