Перейти к основному содержанию

Главная      МИЛИЦИЯ И СТРАХОВЩИКИ ОБЪЕДЕНИЛИСЬ "ПРОТИВ" ВОДИТЕЛЕЙ

МИЛИЦИЯ И СТРАХОВЩИКИ ОБЪЕДЕНИЛИСЬ "ПРОТИВ" ВОДИТЕЛЕЙ

В ноябре в 14 регионах России заработает пилотный вариант единой базы данных на автовладельцев ГИБДД и страховщиков. С ее созданием обмануть страховые компании станет практически невозможно. Новая система позволит вести учет ДТП, в которые попадает автовладелец, совершенных им нарушений и заплаченных штрафов. Вся эта информация необходима страховщикам, чтобы определять стоимость полиса ОСАГО отдельно для каждого водителя.

Единая база данных Российского союза автостраховщиков (РСА) и ГИБДД предусматривает взаимный обмен данными. В итоге сотрудники ДПС и страховые агенты смогут оперативно проверить страховую историю автомобиля и данные о его владельце. Сотрудников постовых служб снабдят GРRS-терминалами, с помощью которых в течение пары минут инспектор сможет "пробить" по базе любую машину - получить информацию о ее владельце, проверить подлинность полиса ОСАГО. Страховщики же при выдаче полиса ОСАГО смогут уточнить аварийную и страховую историю автовладельца. Страховая история, законопослушность автовладельца будут влиять на величину страховой премии при приобретении полиса ОСАГО на следующий год.

Проект единой информационной системы РСА-ГИБДД является частью федерального информационного ресурса "ОСАГО", создание которого предусмотрено законом о страховании автогражданки. Она будет основана на федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД и связана с базами данных страховщиков. "До конца года стороны отработают технические аспекты информационного взаимодействия в 14 регионах страны, - заявил на Форуме безопасности дорожного движения-2005 Юрий Сидиров, куратор этого проекта в РСА. - По окончании пусконаладочных работ будет принято решение о целесообразности тиражирования системы по всей стране".

Больше всего от отсутствия этого ресурса сейчас страдают сами страховщики. Законом предусмотрена система коэффициентов "бонус-малус" для страхователей. Если водитель закончил год без происшествий, он получает от страховой компании скидку.

Если в течение года стал виновником ДТП - платит за полис больше. Однако на практике в России система скидок и штрафов не работает. С одной стороны, никто не уходит из страховой компании, если получает скидку. Но нарушители правил и виновники ДТП, обязанные платить повышенный взнос за полис ОСАГО, как правил о, компанию покидают. В отсутствие единой базы автовладельцев они переходят к другому страховщику с чистой аварийной историей. Страховщики при этом с завистью кивают на западный опыт. "В Германии без справки об авариях за прошлый год к страхователю применят максимальный поправочный коэффициент 2, 45, в то время как в России ему выпишут полис по стандартному тарифу с коэффициентом 1", - сетует Владимир Козлов, начальник управления методологии страхования РСА Страховые компании, самые заинтересованные в создании ресурса, и платят за его внедрение. На создание единой базы выделено 78 млн. рублей, из которых 60 млн. потрачено на приобретение мобильных коммуникаторов, которыми будут оснащаться инспекторы ГИБДД.

После того, как база данных на автовладельцев заработает в масштабах страны, страховщики решат проблему с мошенничеством в "автогражданке": двойным страхованием, переходом проштрафившихся страхователей из компании в компанию, оформлением полисов на третьих лиц. От введения системы выиграют и добросовестные автовладельцы - система "бонус-малус", доказавшая свою эффективность по всему миру, заработает и у нас в стране. А если штрафные санкции по полисам ОСАГО заставят водителей аккуратнее вести себя на дорогах, то страховщикам удастся сделать то, что не удалось сотрудникам ГИБДД - навести наконец порядок на российских дорогах.