Перейти к основному содержанию

Главная      ПОЛИС ДЛЯ БАНКИРА

ПОЛИС ДЛЯ БАНКИРА

Александр Григорьев увеличивает стоимость "Ингосстраха"

Акционеры "Ингосстраха" Олег Дерипаска и Александр Мамут намерены повысить капитализацию компании более чем вдвое. Воплощать амбициозные планы в жизнь будет новый глава компании, известный банкир Александр Григорьев. Первое интервью в новой должности руководитель "Ингосстраха" дал "К°".

Когда в апреле этого года экс-президент Дельтабанка Александр Григорьев сменил на посту главы "Ингосстраха" давнюю соратницу Олега Дерипаски Татьяну Дубровскую, в страховом сообществе начали говорить о якобы готовящейся скорой продаже компании. Тем более что за плечами Григорьева уже была аналогичная сделка - осенью 2004-го Дельтабанк за $100 млн. был продан GE Consumer Finance.

Впрочем, сам новый гендиректор "Ингосстраха" уверяет, что пункта о предпродажной подготовке компании в его трехлетнем контракте нет. Другое дело, что владельцы "Ингосстраха" решили, что компания должна стоить не менее $1 млрд. и иметь хорошо развитый розничный портфель - планировалось за три года увеличить долю частных клиентов с сегодняшних 50% до как минимум 60%. Александр Григорьев, имеющий опыт развития системы розничных финансовых продаж, рассказывает о том, как он намерен реализовать поставленную задачу.

- До того, как возглавить "Ингосстрах", вы не работали в страховом бизнесе. Зато заслужили репутацию довольно успешного банковского менеджера, с деятельностью которого связывают успех таких лидеров потребительского кредитования, как "Русский Стандарт" и Дельтабанк. Чем обусловлено решение об изменении сферы вашей деятельности? Рынок потребкредитования достиг таких результатов, что перестал быть для вас интересным?

- Для меня самого это решение стало довольно неожиданным. После того, как я объявил об уходе из Дельтабанка, ко мне поступило несколько предложений. Я выбрал "Ингосстрах" по нескольким причинам.

В России в ближайшие десять лет ожидается бум именно страховой розницы и ипотеки, а не потребительского кредитования. Поэтому мне было бы интересно создать коммерчески выгодный проект на страховом рынке.

Акционеры "Ингосстраха" предоставили мне максимальную свободу действий. Из Дельта-банка я решил уйти, потому что после его продажи не мог полностью управлять доверенной мне структурой. Объем полномочий предложенных мне в банке, купленном General Electric Consumer Finance, не удовлетворил меня даже на 10%. Формально я занимал пост президента. Но по сути мне была отведена роль свадебного генерала, которая меня не устраивала.

- Что изменилось в "Ингосстрахе" с вашим приходом?

- Были преобразованы системы андеррайтинга и маркетинга, программа регионального развития. Произведена оптимизация кадрового состава. О чем я действительно сожалею, так это о том, что из "Ингосстраха" ушел Андрей Загорский (первый замгендиректора "Ингосстраха". -Прим. К0). Ему акционеры намерены предоставить руководящую должность в другом бизнесе.

- Как вы оценили бизнес компании?

- "Ингосстрах" - это уникальная компания, которой удалось пронести профессионализм через годы перестройки и период смены собственников. Например, ряд западных фирм в настоящее время поручают нашим специалистам проведение андеррайтинга или урегулирование убытков. "Ингосстрах" в отличие от многих других страховщиков принципиальный противник демпинга. Сейчас страхование в России находится примерно на том же уровне, на котором находилась банковская система десять лет назад. Тогда борьба за клиента с помощью демпинга считалась хорошим тоном.

Риск всегда имеет свою цену. Однако в страховании, что стало для меня открытием, это не выполняется. Если установить тарифы ниже, то соответственно вы не покроете риск и будете работать себе в убыток.

- Но ведь "Ингосстрах" занимается обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО), несмотря на то, что это убыточный бизнес...

- Он не убыточный. ОСАГО имеет некоторые особенности. Когда этот вид страхования вводился в других странах, его убыточность росла в течение трех - шести лет. При этом правительства корректировали закон: повышали тарифы, уменьшали объем ответственности, вводили так называемые рыночные тарифные ставки, когда частные страховые компании могли самостоятельно устанавливать стоимость услуги, и т.д.

Однако цель ОСАГО во всех цивилизованных странах -полное возмещение убытков, а не введение социального тарифа. В России - наоборот. В результате на третий год действия обязательного страхования автогражданки убытки практически догнали сборы. Более того, ни одна российская компания де-факто не выполняет установленных законодательством нормативов

- расходы на ведение дел (комиссионные агентам и административно-хозяйственные издержки) не укладываются в положенные 20%. Некоторые страховщики, по экспертным оценкам, платят агентам до 30% комиссионных, в результате расходы на ведение дел по ОСАГО могут достигать 65%. К концу 2005 года убыточность этого бизнеса превысит 95%, а в следующем -100%. Поэтому "Ингосстрах" держит долю ОСАГО в портфеле компании на уровне 5 - 6% и не стимулирует продажи.

- Тем не менее многие страховщики рассматривали ОСАГО как возможность выйти в розницу.

- Многие попытались. Некоторые из них уже закончили свое существование, часть - отказались от наращивания портфеля по ОСАГО. Из 168 компаний, которые сейчас занимаются обязательным страхованием автогражданки, в течение следующих нескольких лет с рынка уйдут более 100. Они просто не выдержат.

- А за счет каких видов страхования вы будете развивать розницу?

- За счет добровольных: АвтоКАСКО и сопутствующих видов, имущественного страхования, в том числе - вмененного, как, например, при ипотечном кредитовании, и медицинского страхования (ДМС). Автомобильное и имущественное страхование - это те локомотивы, которые потащат за собой другие направления.

- На эти виды страхования делают ставку большинство универсальных страховщиков. Однако сами компании любят рассказывать, что автострахование и ДМС для физических лиц имеют низкую рентабельность.

- Это не так. АвтоКАСКО, если вы профессионально занимаетесь этим бизнесом, прибыльно. Другое дело, когда компания демпингует - например, предлагает тариф на новую машину стоимостью $30 000 на уровне 4% (для сравнения -в "Ингосстрахе" такой полис будет стоить порядка 8 - 10% от стоимости автомобиля), то автострахование действительно окажется нерентабельным. Еще один важный момент - качество сервиса. Цель "Ингосстраха" - не в том, чтобы клиент сэкономил на страховании, а чтобы купил защиту высокого уровня. А качество ремонта и объем возмещения как раз и зависят от размера тарифов.

- А страхование жизни?

- Только за первую половину августа "Ингосстрах" собрал $37 000 по страхованию жизни, а с начала года - $2, 4 млн. Это на 50% больше, чем мы ожидали.

Направление страхования жизни будет развиваться медленно. Основная причина -слабая заинтересованность населения. Даже финансово продвинутые люди часто сравнивают условия по накопительному страхованию жизни со ставками по банковским депозитам. И выводы не в пользу страхования.

- Будет ли компания готовиться к проведению IPO?

- Пока этот вопрос только обсуждается, конкретных планов нет.

- А с чем связано то, что акционеры повысили требования к развитию компании? Ведь в начале этого года планировалось, что к 2007-у капитализация "Ингосстраха" будет увеличена до $540 млн, однако недавно акционеры компании заявили о довольно амбициозных задачах: через три года страховщик должен стоить как минимум $1 млрд. и при этом собирать не менее $1, 8 млрд. премии.

- Акционеры решили, что удастся воплотить в жизнь более амбициозные планы. Я считаю это справедливым.

- Такие задачи реально достижимы?

- Да. Конечно, многое будет зависеть и от того, как изменится страховой рынок, в том числе - с точки зрения действующего законодательства. Например, если Росстрахнадзор ужесточит контроль за деятельностью страховщиков, то порядка двух третей компаний окажутся в трудном положении. А их клиенты перейдут к более надежным игрокам.

- Недавно литовский Страх-надзор инициировал процесс банкротства дочернего предприятия "Ингосстраха" -INGO Baltic из-за недостаточности его уставного капитала. В то же время еще в начале 2004 года "Ингосстрах" заявлял, что стратегическая задача "дочки" - занять лидирующие позиции на страховом рынке Литвы. Что изменилось с того времени?

- Мы по-прежнему считаем, что наши компании должны быть лидерами в своих целевых секторах. По Литве - менеджмент INGO Baltic не учел риски будущего вхождения Литвы в ЕС и ситуацию на литовском страховом рынке, поэтому и не предпринял соответствующих мер для адекватного противостояния изменившимся условиям ("Ингосстрах" контролирует более 60% акций компании. -Прим. "К°").

- А почему "Ингосстрах" отказался увеличить капитализацию INGO Baltic?

- "Ингосстрах" давно предлагал увеличить уставный капитал "дочки", но литовские совладельцы это решение заблокировали. А когда у INGO Baltic была отозвана лицензия, повышать капитализацию было уже поздно.

- Следует ли из этого, что "Ингосстраху" прибалтийский рынок неинтересен?

- В совокупных сборах нашей компании доля премии, поступающей с прибалтийского рынка, не превышает 0, 5%. Хочу уточнить: нам неинтересны массовые виды страхования с высокой убыточностью и регулярными ценовыми войнами ради доли рынка. Что касается крупных корпоративных рисков - все ведущие компании в Прибалтике размещают риски не в местных страховых компаниях, а напрямую в "Ингосстрахе" или Лондоне. Так, риски Рижского порта или Литовского пароходства - а это десятки и даже сотни миллионов долларов - не сможет принять на страхование ни одна литовская, латвийская или эстонская компания. Поэтому крупные клиенты так или иначе вынуждены обращаться к иностранным страховщикам. А прибалтийские компании занимаются в основном ОСАГО и имущественным страхованием, объемы которого довольно незначительные. И это - весь страховой рынок. При годовом сборе в 2004 году в $24 млн. латвийская "дочка" "Ингосстраха" получила $90 000 чистой прибыли. Это абсурд.

- Значит ли это, что скоро страховые компании, у которых есть "дочки" в Прибалтике, также разочаруются в этом рынке?

- Не могу сказать. Однако знаю, что литовские страховые компании закрыли 2004 год со значительными убытками. А крупнейшая польская страховая компания PZU вынуждена вложить в свои литовские "дочки" 10 млн. евро, чтобы поддержать уровень платежеспособности.

К тому же рассчитывать на серьезный рост страхового рынка Прибалтики не приходится -там просто нечему развиваться, в каждой стране всего по два -три миллиона жителей. Нельзя забывать, что у "Ингосстраха" уже есть три полноценные европейские дочерние компании: "Софаг" в Германии, "ИнгоНорд" в Финляндии и "Гарант" в Австрии. Удивительно, но вследствие европейской юрисдикции рейтинг "Софага" даже выше, чем у "Ингосстраха", на который влияют страновые риски России. При этом сборы "Софага", к примеру, в 2004 году составили $134 млн. -как в средней европейской компании.

***

РЕЗЮМЕ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВА

Год рождения 1963

Образование Московский финансовый институт

Профессиональный опыт АПРЕЛЬ 2005 - НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: "Ингосстрах", генеральный директор; 2003 - АПРЕЛЬ 2005: Дельтабанк, президент, председатель правления; 1999 - 2001: банк "Русский Стандарт", председатель правления; 1997 - 1999: Межкомбанк, президент; 1990 - 1997: Межкомбанк, первый заместитель председателя правления

***

ЧТО ТАКОЕ "ИНГОССТРАХ"

Год основания 1947

Сфера деят-ти: страхование

Уставной капитал: 2, 5 млрд. руб.

Объем собранной страховой премии в 2004 г: 20, 4 млрд. руб.

Выплаты: 7, 4 млрд. руб.

Сеть продаж: 88 филиалов