Перейти к основному содержанию

Главная      Страшный полис

Страшный полис

На решение проблем с ОСАГО правительству понадобится еще два-три года

За два года работы "автогражданка" , "собрала камней" больше, чем самые непопулярные правительственные реформы вместе взятые. Но только после того, как ситуация приблизилась к критической, власти озаботились реформированием этого института.

Впрочем, первая серьезная порция поправок к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" носила характер "спасательной операции" - отзыв и приостановление лицензий у ряда компаний подвесил их клиентов в воздухе. "Убыточность растет и достигает в среднем 40 %" , - заявил в июле на заседании правительства замминистра финансов Сергей Шаталов. По его мнению, этот коэффициент по истечении трех лет действия закона может достигнуть 60 %, а в некоторых регионах уже сейчас составляет 80 %. Впрочем, оценки Российского союза автостраховщиков (РСА) еще пессимистичнее. "Согласно различным исследованиям, проведенным по нашему заказу, убыточность составляет либо 57, либо 62 %, - пояснил "Времени новостей" заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин. - Эти исследования были проведены на основании статистических данных за первые полтора года работы закона, то есть по состоянию на 1 января 2005 года. С тех пор ситуация вряд ли изменилась в лучшую сторону". Действительно, помимо роста выплат часть денег "съела" инфляция, к тому же сами водители, поняв, что платить за лихачество им придется не из собственного кармана, стали водить менее аккуратно, и аварийность на дорогах выросла.

Поэтому РСА и "Росстрахнадзор" в едином лоббистском порыве убедили депутатов принять некоторые изменения, которые позволят РСА расплачиваться из своего резервного фонда (его объем на 1 июня этого года составил 930 млн руб. ) по долгам проблемных компаний. По пока еще действующей редакции закона компенсационные выплаты из этого фонда производятся только по возмещению вреда, причиненного здоровью, и только в трех случаях: если причинитель вреда не был застрахован, он неизвестен или его компания обанкротилась. Согласно вступающим 8 августа в силу поправкам, к этим трем случаям прибавится также и отзыв лицензии. Кроме того, компенсационные выплаты будут распространяться и на "железо" , если страховщик обанкротился или у него отозвана лицензия. По здоровью максимальное возмещение составит 160 тыс. руб. при причинении вреда одному потерпевшему и 240 тыс. руб. - нескольким. По "железу" - 120 и 160 тыс. руб. соответственно.

Сегодня комитет РСА по методологии как раз обсуждает новые правила осуществления компенсационных выплат. "На заседании комитета будет рассматриваться вопрос, с какого момента РСА может начать расплачиваться за компании, которые обанкротились или чьи лицензии отозваны, - рассказал "Времени новостей" накануне заседания Андрей Батуркин. - Дело в том, что существует некоторая правовая коллизия. С одной стороны, по закону "Об организации страхового дела в РФ" страховщик обязан в течение шести месяцев после отзыва лицензии урегулировать обязательства по договорам или передать портфель другим страховщикам. С другой стороны, есть поправки к закону об ОСАГО, вступающие в силу 8 августа. И нужно принять такое решение, чтобы в дальнейшем не пришлось столкнуться с другими проблемами, например с претензиями со стороны налоговых органов. Но хочу подчеркнуть, что члены РСА принимают претензии у клиентов компаний, чьи лицензии отозваны, и передают нам эти материалы. И РСА готов приступить к выплатам, вопрос лишь в сроках. На президиуме РСА 8 сентября будет принято окончательное решение, когда начнутся выплаты: по истечении шести месяцев или уже в сентябре. Так что пострадавшие в авариях по вине клиентов компаний, чьи лицензии отозваны, могут не волноваться, просто некоторое время им придется подождать".

Для решения же других процедурных проблем время еще не настало, так как, видимо, по мнению правительства, автолюбители пока недостаточно насладились "прелестями" ОСАГО. В начале июля в Белом доме рассматривали ряд инициатив, которые могли бы устранить многие бюрократические проблемы, о которые спотыкается "автогражданка". Это и увеличение размеров компенсации за причинение вреда жизни и здоровью попавших в ДТП до 240 тыс. руб. (сегодня такая сумма выплачивается, если было несколько пострадавших), и упрощение процедуры получения компенсации (отказ от участия гаишников в разборе мелких аварий), и переход к "европейскому протоколу" , согласно которому пострадавший обращается за компенсацией в свою страховую компанию, которая затем уже сама выясняет отношения со страховщиком причинителя вреда.

Но на все это правительству потребуется два-три года. "К сожалению, для того, чтобы изменения могли заработать, нужно время, - считает Андрей Батуркин. - Нужны единые стандарты оценки ущерба "по железу". Иначе будет разрушена вся система, если компании причинителя вреда и пострадавшего используют разные стандарты оценки. Необходимо также создание клирингового центра, который будет производить взаиморасчеты между страховщиками".