Перейти к основному содержанию

Главная      КС УСТАНОВИЛ СРОК ДАВНОСТИ ДЛЯ НАЛОГОВЫЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

КС УСТАНОВИЛ СРОК ДАВНОСТИ ДЛЯ НАЛОГОВЫЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Конституционный суд РФ признал статью 113 НК РФ не противоречащей Конституции

В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса (НК) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года (срок давности). Поскольку начальный момент течения срока давности сомнений не вызывает, при анализе данной нормы специалисты фокусировали свое внимание на вопросе о том, когда же налогоплательщик считается привлеченным к ответственности за налоговое правонарушение, полагая, что полученный ответ позволит определить момент окончания течения срока давности.

По мнению одних, налогоплательщик считается привлеченным к ответственности с момента принятия решения налоговым органом.

Другие утверждали, что налогоплательщик не может считаться привлеченным к ответственности до вступления в силу решения суда о взыскании санкции.

Между тем данный вопрос актуален скорее для статьи 112 НК, которая признает совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, обстоятельством, отягчающим ответственность (пункт 2); лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (пункт 3). Вопрос о том, когда лицо считается привлеченным к ответственности, связан с применением налоговой санкции, что может иметь место принудительно (по решению суда) либо добровольно (по решению налогового органа). При этом лицо не может считаться привлеченным к ответственности, если, например, после принятия решения суда или налогового органа и до его исполнения вступил в силу закон, устраняющий ответственность за совершенное правонарушение.

Конституционный суд установил, что формулировка статьи 113 НК означает, что в отношении налогоплательщика не может быть запущен процесс привлечения к ответственности после истечения трехлетнего срока давности. Данный процесс имеет несколько стадий и начинается с момента обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта, который обладает чертами правоприменительного документа. Таким образом, акт проверки является конечной точкой для срока давности привлечения к ответственности и, одновременно, выступает начальной точкой отсчета для срока давности взыскания санкции (статья 115 НК). При этом взыскание санкции также входит в многостадийный процесс привлечения к ответственности.

Таким образом, наряду с предельными сроками проверки и хранения отчетной документации, которые защищают налогоплательщика от взыскания недоимок и пеней, выявленных за их пределами, срок давности представляет собой дополнительную гарантию от неправомерного ограничения права собственности, т. е. от начисления денежных штрафов в условиях, когда налоговое правонарушение по времени значительно отстоит от факта его обнаружения. Но если этот факт обнаружен и зафиксирован на основе отчетной документации, хранящейся у налогоплательщика, денежный штраф подлежит взысканию.

По мнению некоторых налоговедов , принятая Конституционным судом интерпретация дает налоговым органам возможность заблаговременно прекращать течение срока давности путем составления неполноценных актов проверок и продолжать процесс выявления правонарушений в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако с такой оценкой нельзя согласиться. В постановлении подчеркивается факультативный характер таких мероприятий, цель которых - в уточнении обстоятельств, имеющих связь с обнаруженными в ходе проверки правонарушениями.

Конституционный суд указал на недопустимость прерывания срока давности (такое положение ранее было исключено законодателем). Вместе с тем, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью "вывести" правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока. Данный вопрос может быть решен по инициативе налоговых органов арбитражными судами, которые в соответствии с положениями действующего АПК принимают к рассмотрению и рассматривают по существу заявление о взыскании налоговой санкции независимо от пропуска срока давности.

***

Кстати

Десять лет иже не срок

Сегодня у бизнеса - отпущение грехов. Вступает в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Для посвященного человека это означает, что приватизационным сделкам 90-х годов объявлена амнистия.

Раньше срок давности по ничтожным сделкам, то есть не отвечающим букве и духу закона, составлял долгих 10 лет. То есть в течение этого времени сделку можно было опротестовать, а попросту - расторгнуть. И бизнесмен рисковал остаться на бобах. Теперь срок давности сокращен до 3 лет. Тут, правда, надо подчеркнуть, что если при заключении сделки произошла криминальная история и она выйдет на свет божий, то такие случаи под 3-летний срок давности не подпадают.

Рождался этот закон если не в муках, то в дебатах уж точно. После первого поручения президента разработать такой законопроект прошло немало времени, а "дите" не спешило появиться на свет. Тогда главе государства пришлось "активизировать" нерадивых разработчиков, после чего они проявили чудеса оперативности. Но в Госдуме к тому времени созрела оппозиция. Был, например, подготовлен альтернативный законопроект, который, наоборот, предусматривал увеличение срока давности до 15 лет. Но его даже не поставили на голосование. Были попытки и выхолостить закон. Один из депутатов предлагал отсчитывать срок не со дня совершения сделки, а с момента, когда к ней возникли претензии. Если бы эта поправка к закону прошла, то 3-летний срок давности превратился бы в фикцию, поскольку "предъявить претензии" при желании можно и через 15 лет. К счастью, все обошлось.

Эксперты связывают с новым законом улучшение инвестиционного климата в стране, а значит, и подъем деловой активности бизнеса. Впрочем, для молодых бизнесменов, которые "сделали себя" уже после залоговых аукционов 90-х годов, этот закон ничего особо не меняет. А все остальные могут пить шампанское.

***

ФАКТЫ И ПРОГНОЗЫ

* В России будет упрощена процедура прохождения техосмотра автомобилей, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на главу аппарата правительства Сергея Нарышкина.

"Комиссия по административной реформе 25 ноября текущего года рассмотрит поправки в законы по безопасности дорожного движения, по милиции и ОСАГО, с тем чтобы сократить объем техосмотра, упростив его процедуру", - сказал Нарышкин.

Помимо техосмотра планируется также упростить процедуры государственной регистрации автомобилей и выдачи госзнаков, медико-санитарную экспертизу, прием и регистрацию налоговых деклараций.

Кроме того, правительственная комиссия рассмотрит возможность упрощения госрегистрации юридических лиц, выдачи паспортов и загранпаспортов. "Все эти услуги будут регламентированы и упрощены, это коснется порядка 50 государственных услуг", - сообщил Нарышкин.

* Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно положениям документа, штрафы водителей за незаконное использование "мигалок" увеличены в несколько раз.

Рядовых водителей за этот проступок будут наказывать штрафом в размере 25 МРОТ (в настоящее время от 1 до 3 МРОТ), должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - уже 200 МРОТ (сейчас от 3 до 5 МРОТ), юридических лиц - 5 тыс. МРОТ. Предусматривается возможность конфискации светозвуковых приборов, а также лишение нарушителей водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет.

* Правление Федеральной службы по тарифам утвердило предельные уровни тарифов на электрическую, и тепловую энергию на 2006 г., говорится в сообщении федеральной службы. В частности, рост тарифов на электроэнергию в 2006 г. не превысит планируемого уровня инфляции и составит 7,5% в среднем по РФ.

В сообщении ведомства отмечается, что утверждение тарифов для населения на уровне, предложенном ФСТ, может ликвидировать перекрестное субсидирование в среднем за 2 - 3 года. Так, минимальный рост тарифов для населения составит в будущем году 15% за исключением ряда субъектов РФ, в которых частично решена проблема перекрестного субсидирования. Максимальный рост тарифов определен на уровне 25%.

Указанный проект предельных уровней тарифов был в целом одобрен на заседании правительства РФ 16 июня 2005 г. в рамках прогноза социально-экономического развития России на 2006 г. и на период до 2008 г.