"Ингосстрах" лишился литовской "дочки"
Страхнадзор Литвы аннулировал лицензию дочерней компании "Ингосстраха" Ingo Baltic. Этому предшествовали экстраординарные события для литовского страхового рынка: арест части имущества компании, штрафы и предупреждения. По информации литовского страхнадзора, "Ингосстрах" отказался от финансовых вливаний в свою компанию.
Впервые за последние три года комиссия по надзору за страхованием (КНС) Литвы аннулировала лицензию страховщика. Пострадавшей оказалась компания Ingo Baltic - "дочка" российского "Ингосстраха", одного из крупнейших российских страховщиков. Ingo Baltic входит в международную страховую группу "Инго", объединяющую страховые активы "Ингосстраха" за рубежом.
Член страховой комиссии республики Лауринас-Миндаугас Станкявичюс заявил вчера "Бизнесу", что деятельность компании представляла угрозу для клиентов. "Работа Ingo Baltic могла привести к банкротству, за всю историю рынка страны такого у нас еще не было", - заявил он.
Проблемы у Ingo Baltic, в которой "Ингосстраху" принадлежит 61,78% акций, начались в 2004 году, когда она, по сведениям КНС Литвы, понесла 4,68 млн литов ($1,63 млн) убытков. Для сравнения, 2003 год компания закончила с прибылью в 215 тыс. литов ($75 тыс.). Страховой надзор Литвы объясняет это бурным развитием компании в 2004 и 2005 годах, в результате чего она перестала выполнять нормативы платежеспособности.
КНС пришлось пойти на беспрецедентные меры: впервые в истории литовского страхового бизнеса комиссия в мае этого года арестовала часть имущества Ingo Baltic. "Компания несколько раз обещала увеличить уставный капитал, но денег не поступило, а потом она и вовсе отказалась делать это",- говорит Станкявичюс.
Российская необязательность крайне удивила литовцев - Ingo Baltic считалась одной из сильнейших компаний на рынке республики. "На рынке имущественного страхования работает всего 19 компаний, и это первая потеря лицензии",- возмущается директор литовского страховщика Seesam Lietuva Gyvybes Draudimas Вилмантес Мидвикис. "Инвесторы поставили компанию к стенке тем, что заранее не уведомили о нежелании капитализировать компанию",- говорит Витаутас Грицеюс, руководитель литовской компании RESO Europa, которая на 100% принадлежит российской "РЕСО-Гарантии".
По мнению Грицеюса, компания пострадала из-за некачественной оценки рисков - более 70% своих взносов она собирала по автострахованию. В 2004 году компания собрала 354 млн литов ($12,4 млн). Для сравнения, сборы самого "Ингосстраха" в 2004 году - $711,8 млн. Начальник департамента страхования Baltic Polis Римантос Валайтис надеется, что клиенты Ingo Baltic не пострадают и компания успеет осуществить передачу портфеля договоров в установленный законодательством страны срок - до 15 октября.
В "Ингосстрахе" прокомментировали происходящее только вчера вечером. Компания распространила официальное заявление, в котором сказано, что "Ингосстрах" не считает рынок Литвы приоритетным. "Текущие тарифы по ОСАГО на порядок ниже среднеевропейских и не дают оснований для оптимистических прогнозов развития этого бизнеса в Литве в ближайшей перспективе", - сказано в заявлении "Ингосстраха".
По информации "Ингосстраха", правление Ingo Baltic ведет сейчас переговоры по привлечению нового инвестора.
Заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов считает, что отзыв лицензии у Ingo Baltic не сильно ударит по имиджу "Ингосстраха". "Видимо, теперь Литва (для этой компании. - „Бизнес") не является сегментом интереса, в то время как для нас она - мостик в Европу".