Автокаско может подорожать
Эксперты прогнозируют сокращение численности игроков в сфере автострахования, что может привести к взвинчиванию цен на полисы
Рынок автокаско "сворачивается". Такой вывод сделали специалисты страховой компании "Росгосстрах" на основании данных Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) и Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Судя по цифрам, рынок автострахования начал сокращаться два года назад с введением ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности). Кроме того, специалисты считают данный вид бизнеса для страховщиков отнюдь не прибыльным, поэтому в течение пяти лет численность игроков на этом рынке может сократиться, либо они перейдут в другие, менее убыточные виды страхования. Таким образом, в России может остаться не более десятка крупных компаний, которые поделят этот рынок.
Исходя из полученных данных, "Росгосстрах" утверждает, что рынок страхования каско автотранспорта граждан в этом и следующем году будет увеличиваться на 50-55%, хотя в прошлом году этот рост составил 64% (объем рынка - 28 млрд. руб.). При этом темпы роста 2004 года оказались ниже, чем в 2003 г. - тогда прирост премии составил 78%. Что касается выплат, то страховщики утверждают, что в прошлом году они значительно увеличились - их рост составил 73% (16, 3 млрд. руб.), - но число заключенных договоров увеличивалось значительно медленнее, нежели в прошлом году: оно выросло всего на 36% (1, 1 млн. договоров). Стоит также отметить, что в 2004 г. несколько уменьшилась средняя страховая сумма по каско. Если в 2003 г. она составила 14, 3 тыс. долл., то в прошлом году - 12 тыс. долл. Как говорится в информационном сообщении "Росгосстраха", прошлый год ознаменовался еще и значительным падением сборов по добровольному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ДСАГО) - 908 млн. руб. (в 2003 г. этот показатель составлял 2, 6 млрд. руб., в 2002 г. - 3, 1 млрд. руб.). При этом количество договоров упало с 1, 25 млн. в 2003 г. до 616 тыс. в 2004 г.
По мнению руководителя Центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, такие данные говорят о том, что база страхования каско автотранспорта населения серьезно расширилась, и главная причина этого - рост благосостояния граждан и обновление автопарков населения. Однако он уверен, что этот вид страхования для самих страховщиков становится все менее финансово привлекательным. "Рынок каско малодоходен, - говорит эксперт. - Если страховщик оставляет себе 2-3% от полученной премии - это очень хороший результат". При этом для достижения положительного результата важно правильно управлять своими издержками. Если исходить из прогноза "Росгосстраха", то рост рынка каско через пять лет может составить не более 25-30%, что повлечет за собой сокращение численности игроков. "Мелкие компании будут уходить с рынка", - уверен Алексей Зубец. Такое же мнение высказали корреспонденту RBC daily и в ряде других страховых компаний.
По данным рейтингового агентства "Эксперт-РА", которое ежегодно подводит итоги деятельности страховых компаний, лидерами в этой сфере по-прежнему остаются "киты" страхования - "Ингосстрах", "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", "РОСНО", "УРАЛСИБ", "АльфаСтрахование". Судя по последним тенденциям в регионах, многие из названных страховщиков проводят агрессивную политику по поглощению местных компаний. Поскольку каско, как и ОСАГО, могут позволить себе в основном только крупные игроки, мелкие, специализирующиеся на этом виде деятельности, терпят все большие в убытки. Кроме того, многие из "новичков" зачастую выходят на рынок, пытаясь завлечь клиента низкими тарифами на каско, так как оно по-прежнему остается одним из наиболее востребованных среди автовладельцев. "Многие из игроков сначала выходят с автокаско, поскольку считают, что на этом можно заработать деньги, - рассказал RBC daily г-н Зубец. - Однако здесь важно сопоставить объем взносов с объемом возможных выплат". С учетом того, что у мелких региональных компаний внутренний страховой портфель имеет перевес в сторону какого-то одного вида, то в случае, если это автострахование, рано или поздно ей придется покинуть рынок или "продаться" какой-либо из крупных компаний.
Многие из опрошенных RBC daily участников рынка считают, что если Госдума примет закон, направленный на увеличение тарифов по ОСАГО, это также может спровоцировать рост цен на полисы автокаско. И хотя на этом рынке пока сохраняется благоприятная конкурентная среда, через несколько лет ситуация может в корне измениться. В одной из региональных страховых компаний, специализирующихся на автостраховании, корреспонденту RBC daily высказали мнение, что через пять лет в России может остаться не более 20 реально занимающихся данным сегментом рынка игроков. "Это приведет к тому, что те игроки, которые останутся на рынке, получат возможность устанавливать такие тарифы, какие им заблагорассудится", - сказал гендиректор этой компании, пожелавший остаться неназванным.
Отдел экономики