Автогражданка. Сага об ОСАГО
Социологический опрос, проведенный Всероссийским центром исследования общественного мнения по заказу Российского союза автостраховщиков, показал, что автовладельцы в целом привыкли к автогражданке и даже считают ее "полезной".
Обязательное страхование авто-
гражданской ответственности появилось два года назад, 1 июля, и по замыслу авторов должна была свести к минимуму хлопоты водителей после аварий. Тем не менее, суть закона об ОСАГО до сих пор не ясна многим автовладельцам.
В опросе, проведенном к двухлетию действия закона об автогражданке, приняли участие 14000 водителей из семи крупных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Екатеринбурга и Хабаровска. Социологи опрашивали подряд владельцев отечественных машин и иномарок, мужчин и женщин разного возраста. Гораздо более скромный соцопрос провела и редакция газеты "Якутия". Нами было опрошено 24 автовладельца. Но их мнения практически совпали с общероссийскими. Итак.
66 % уверены, что закон об ОСАГО приносит выгоду прежде всего страховщикам и уже только потом автомобилистам. Почти половина автомобилистов (46 %) недовольна волокитой при выплате денег страховыми компаниями. Других раздражает длительность оформления страховых случаев, низкие страховые выплаты, маленькие скидки при безаварийной езде и сложности при заполнении необходимых документов. 39 % опрошенных считают, что тарифы на ОСАГО завышены.
Больше половины водителей - 54 % - недовольны тем, как страховые компании выполняют свои обязанности при ДТП, больше трети автовладельцев (36 %) недовольны, как в таких случаях работает ГАИ.
Любопытно, что мнения об ОСАГО очень сильно различаются в зависимости от региона. Лучше всего к автогражданке относятся в Москве: 75 % москвичей-автовладельцев оценивают ее "скорее хорошо". В Хабаровске таких 64 %, в Ростове - 59 %, а в Санкт-Петербурге лишь 10 % опрошенных положительно оценили исполнение закона об ОСАГО.
Сами страховые компании "автогражданкой" абсолютно довольны. В Якутском отделении "Росгосстраха" главным результатом исследования считают не оценку водителей, а сам факт, что ОСАГО состоялось в России и республике как институт социальной жизни. Сейчас последствия 78 % всех аварий оплачивают страховые компании.
Почти половина претензий к автогражданке относится не к страховым компаниям, а к работе ГАИ. Начальник УГАИ МВД РС(Я) В. Д. Ерхан объясняет причину возмущения трети водителей долгим ожиданием инспекторов на месте ДТП, ежегодным ростом числа аварий: "Количество аварий увеличивается, а штат ГАИ остается прежним. Нам просто не хватает сотрудников, отсюда и долгое ожидание, и пробки". Российские "гаишники" с момента принятия закона об ОСАГО предлагали оформлять мелкие ДТП без их участия: "Но для этого нужно менять законодательную базу, а этим никто не занимается".
Страховщики на словах тоже не против упрощения системы оформления документов. Мы обратились в Российский союз автостраховщиков с просьбой дать некоторые разъяснения по интересующим нас вопросам. По электронной почте нам ответил заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин. В частности, он сообщает: "В ближайшие годы планируется переход на систему "европейского протокола" , когда участники аварии будут обмениваться полисами, а потерпевший обращаться к "своему" страховщику за компенсацией. Выяснять, кому придется платить в каждой конкретной аварии, страховщики должны уже без участия водителей". Правда, пока, по словам Батуркина, это только проект. Кроме того, он в очередной раз выступил за сохранение действующих тарифов: "Еще не собрано достаточно статистики, чтобы судить о справедливости сегодняшних тарифов. Повышать их пока тоже не имеет смысла".
"Сага" об ОСАГО еще до конца не написана. Путь к цивилизованному страховому обществу тернист. И работа над ошибками еще предстоит, по всей видимости, большая. Сага об ОСАГО
Социологический опрос, проведенный Всероссийским центром исследования общественного мнения по заказу Российского союза автостраховщиков, показал, что автовладельцы в целом привыкли к автогражданке и даже считают ее "полезной". Обязательное страхование авто-
гражданской ответственности появилось два года назад, 1 июля, и по замыслу авторов должна была свести к минимуму хлопоты водителей после аварий. Тем не менее, суть закона об ОСАГО до сих пор не ясна многим автовладельцам.
В опросе, проведенном к двухлетию действия закона об автогражданке, приняли участие 14000 водителей из семи крупных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Екатеринбурга и Хабаровска. Социологи опрашивали подряд владельцев отечественных машин и иномарок, мужчин и женщин разного возраста. Гораздо более скромный соцопрос провела и редакция газеты "Якутия". Нами было опрошено 24 автовладельца. Но их мнения практически совпали с общероссийскими. Итак.
66 % уверены, что закон об ОСАГО приносит выгоду прежде всего страховщикам и уже только потом автомобилистам. Почти половина автомобилистов (46 %) недовольна волокитой при выплате денег страховыми компаниями. Других раздражает длительность оформления страховых случаев, низкие страховые выплаты, маленькие скидки при безаварийной езде и сложности при заполнении необходимых документов. 39 % опрошенных считают, что тарифы на ОСАГО завышены.
Больше половины водителей - 54 % - недовольны тем, как страховые компании выполняют свои обязанности при ДТП, больше трети автовладельцев (36 %) недовольны, как в таких случаях работает ГАИ.
Любопытно, что мнения об ОСАГО очень сильно различаются в зависимости от региона. Лучше всего к автогражданке относятся в Москве: 75 % москвичей-автовладельцев оценивают ее "скорее хорошо". В Хабаровске таких 64 %, в Ростове - 59 %, а в Санкт-Петербурге лишь 10 % опрошенных положительно оценили исполнение закона об ОСАГО.
Сами страховые компании "автогражданкой" абсолютно довольны. В Якутском отделении "Росгосстраха" главным результатом исследования считают не оценку водителей, а сам факт, что ОСАГО состоялось в России и республике как институт социальной жизни. Сейчас последствия 78 % всех аварий оплачивают страховые компании.
Почти половина претензий к автогражданке относится не к страховым компаниям, а к работе ГАИ. Начальник УГАИ МВД РС(Я) В. Д. Ерхан объясняет причину возмущения трети водителей долгим ожиданием инспекторов на месте ДТП, ежегодным ростом числа аварий: "Количество аварий увеличивается, а штат ГАИ остается прежним. Нам просто не хватает сотрудников, отсюда и долгое ожидание, и пробки". Российские "гаишники" с момента принятия закона об ОСАГО предлагали оформлять мелкие ДТП без их участия: "Но для этого нужно менять законодательную базу, а этим никто не занимается".
Страховщики на словах тоже не против упрощения системы оформления документов. Мы обратились в Российский союз автостраховщиков с просьбой дать некоторые разъяснения по интересующим нас вопросам. По электронной почте нам ответил заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин. В частности, он сообщает: "В ближайшие годы планируется переход на систему "европейского протокола" , когда участники аварии будут обмениваться полисами, а потерпевший обращаться к "своему" страховщику за компенсацией. Выяснять, кому придется платить в каждой конкретной аварии, страховщики должны уже без участия водителей". Правда, пока, по словам Батуркина, это только проект. Кроме того, он в очередной раз выступил за сохранение действующих тарифов: "Еще не собрано достаточно статистики, чтобы судить о справедливости сегодняшних тарифов. Повышать их пока тоже не имеет смысла".
"Сага" об ОСАГО еще до конца не написана. Путь к цивилизованному страховому обществу тернист. И работа над ошибками еще предстоит, по всей видимости, большая.