Перейти к основному содержанию

Главная      Дорога, дорога - разметок немного...

Дорога, дорога - разметок немного...

Известно ли вам, уважаемые читатели, что 47 % аварий в столице республики происходят по причине плохих дорожных условий, отсутствия должного количества светофоров - 50 % от необходимого числа и дорожных знаков - 70 %. Впечатляющие цифры! Между тем, мало кто в курсе, что за плохую разметку можно отсудить деньги у дорожных служб.

На фото: авария в ночи на неразмеченной улице Кулаковского.

Якутские автомобилисты знают, что дорожная разметка - вещь условная: сегодня она есть, а завтра стерлась. И научились ездить в этих условиях. В течение зимы большая часть разметки сходит с асфальта, а нанести новую в это время года невозможно технически. Кроме недолговечности основной массы используемых в этих случаях материалов, свою "лепту" вносят шипованные автомобильные шины и применяемые вместе с песком противогололедные реагенты.

Вспоминают о существовании дорожной разметки только тогда, когда попадают в аварию. В условиях всеобщего обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов это кажется не очень страшным, однако напомним, что даже маленькое ДТП далеко не пустяк: оно грозит в дальнейшем повышенным тарифом за полис ОСАГО. Поэтому, если вы попали в аварию из-за нечеткой или отсутствующей разметки на дороге, обязательно требуйте зафиксировать этот факт в протоколе.

- У водителя есть полное право настоять на том, чтобы инспектор ДПС указал в протоколе его мнение о качестве разметки, или выразить это мнение в объяснении, которое можно приложить к протоколу, - рассказывает адвокат Евгений Ноговицын, неоднократно занимавшийся правовой защитой автовладельцев. - Кроме того, нужно потребовать у инспектора ДПС составить акт о состоянии участка дороги, где произошла авария. Если есть возможность, место ДТП необходимо сфотографировать "пленочным" фотоаппаратом: цифровая фотосъемка не принимается в качестве доказательства в российских судах. Снимать надо так, чтобы можно было установить место происшествия: должны быть видны здания, таблички с адресами и прочие элементы "географии". К тому же можно записать телефоны пары-тройки свидетелей и получить у них согласие выступить в суде...

Если суд установит причинно-следственную связь между аварией и качеством дорожной разметки, то ущерб можно взыскать с дорожных служб, которые ответственны за участок дороги, где произошла авария. "Однако бремя доказательства будет лежать на плечах истца, - утверждает Ноговицын, - поскольку иск гражданский. Для этого в суде надо будет представить фотографии, свидетельские показания, копию протокола и акт о состоянии участка дороги, где указано, что разметка действительно находилась в плохом состоянии и была плохо различима. Само заявление подается на основании главы 59 второй части Гражданского кодекса. Согласно статье 1064, ущерб можно возместить не только за счет причинителя вреда, но и за счет другого лица, косвенно виновного в ущербе, то есть дорожной службы".

Совсем недавно в Якутском городском суде было выиграно подобное дело. Водителя признали виновным в аварии на всем печально известной трассе, ведущей к ГРЭСу, и обязали оплатить ущерб, нанесенный автомобилю второго участника ДТП. Однако он не согласился и обратился в суд. В итоге ему удалось привлечь в соответчики дорожные службы. Суд обязал дорожников возместить 20 % ущерба.

- Полностью переложить ответственность на дорожные службы удается редко, - подытоживает Евгений Викторович. - Правила дорожного движения в случаях, когда нет разметки или она непонятна, предписывают ориентироваться на знаки. А если и знаков нет, то действовать сообразно своему разумению, исходя из принципа: левая половина дороги предназначена для встречного транспорта, а автомобилю, движущемуся по пересекающейся траектории справа, надо уступить дорогу...

И все же, уважаемые автомобилисты, шансы у нас есть. Так давайте бороться за свои права! Может, хоть так мы заставим дорожников полноценно исполнять свои обязанности...

Выпуск подготовил Георгий СПИРИДОНОВ. Тел. 42-09-07, avtolinia@aport. ru.