ТОЗ - авто
Ну вот, приехали!
Летний субботний вечер, на улице светло и жарко. Центр города, движение умеренное, скорости не запредельные. Загорелся желтый сигнал светофора. Торможу, останавливаюсь. И вдруг сзади истошный визг тормозов! Удар, противный звон стекол и скрежет железа по железу. Звук такой, что кажется - всмятку. И первые мысли: "Ну все!".
Поток суетливых мыслей прерывает молодой человек:
- Н-ну, что будем делать?
А что делать? Звонить и ждать.
Мы стоим, а очередь идет...
Дозвониться удалось не сразу. Дежурный компании, где застрахована моя ответственность, пояснил с того конца провода:
- Мы не выезжаем на ДТП. Вызывайте гаишников.
Наконец-то пробилась в инспекцию. Обрисовала ситуацию, продиктовала номера и марки авто, фамилии участников. Вежливый инспектор все записал и велел ждать.
Ждем. Адская жара, расплавленная улица.
За час с лишним мимо нашей аварии промелькнули шесть автомобилей с надписью "ДПС". Некоторые притормаживали, из окна выглядывал человек в форменной рубашке. На такого глядели с надеждой: наконец-то приехал?! Нет, посмотрел и поехал дальше.
Может, про нас вообще забыли? Снова набираю номер.
- Простите ради Бога, это вас беспокоят с аварии на перекрестке улиц Карла Маркса - Московская. Ждем уже долго, а вы все не едете.
В ответ с удивлением выясняю, что "как только до вас дойдет очередь... " Оказывается, я сижу в машине и одновременно стою в очереди. Насколько она длинна - выяснить не удалось.
А я-то, наивная, думала, что за меня там кто-то переживает, кто-то сострадает моей беде и, включив мигалки, вот-вот приедет на помощь.
На улице начало смеркаться. Вместе с минутами таяла и надежда, что нас еще помнят. Но еще через час большая будка с молодыми офицерами ГИБДД внутри - инспекторами по выезду на место ДТП - развернулась возле нашей аварии.
- Мы долго? - возмущенно удивились на мой вздох улыбчивые ребята. - Да мы просто-таки молниеносно приехали! Некоторым приходится ждать по 7-8 часов.
(Бывалые люди говорят, что 8 часов - не предел. Наиболее "везучие" ждали и по 16).
- А вот если бы оба ваших страховых агента сюда пожаловали, вас можно было бы отпустить, - сказал мне один из инспекторов ГИБДД. - А доверенные лица все бы сделали сами.
- В Приморье это все - дело страховщиков, - подхватывает тему второй инспектор. - Они быстро выезжают на место ДТП, фотографируют, освобождают проезжую часть и сами составляют все бумаги. И сами же потом приезжают в дорожную инспекцию.
- Еще год назад мы ездили на место аварии, - говорил мне потом мой страховой агент. - Но нас сами гаишники прогоняли: мол, под ногами путаетесь. От нашего присутствия пользы не было никакой.
Даже и не знаешь, кого слушать, кому верить.
- По закону, в любом случае нужно дожидаться ГИБДД, - предупредил мои вопросы на эту тему начальник центра урегулирования убытков "Росгосстраха" Андрей Харченко. - Самостоятельно, даже если повреждения незначительные, ни водитель, ни страховщик не справятся. А пакет документов, которые участники ДТП должны принести в страховую компанию, прописан в правилах ОСАГО.
Работа - круглосуточно
Лучше в аварию не попадать вовсе - кто же будет спорить! А кто будет спорить, того убедят в обратном безразмерные часы, в течение которых приходится ждать не очень-то спешащих инспекторов ДПС. Хотя давайте не будем делать скоропалительных выводов.
- В сутки у нас работают четыре специальных экипажа - два днем и два ночью, - объяснили мне в краевом ГИБДД. - Не хватает личного состава.
А аварий, как мы уже знаем, 50. Даже если просто поделить одну цифру на другую, получается 12 с половиной аварий на один экипаж - такова интенсивность дежурства. И на каждой аварии - процедура разбирательства и заполнения многочисленных бумаг. То, что к нам приехали через два часа, можно считать чудом.
Потому что именно в момент приезда гаишников стрелка часов вздрогнула, встрепенулась и ускорила свой бег. Проверили документы, измерили тормозной путь, выяснили все необходимое и отъехали с проезжей части в тихий уголок.
И началось заполнение бумаг. Писал пострадавший, писал виновник, писали оба инспектора. Зарисовывали схему, уточняли детали. Потом писал только инспектор. Еще долго писал - часа полтора.
- Если беру гелевую ручку - чернила кончаются за одно дежурство, - признался инспектор, потряхивая уставшей рукой.
- Неужели так много аварий? Даже сейчас, когда движение спокойное?
- Много! Чаще всего, конечно, колотятся в часы "пик": забитые дороги, все спешат. Но пауз нет ни в выходные, ни в праздники, ни днем, ни ночью, - говорил мне свободный инспектор, тот, который не писал. Потом он немного подумал и добавил:
- Пожалуй, аварий не бывает только 1 января до обеда.
Зимой меньше бьются ночью, а летом и ночью аварий много. И часто - очень серьезные.
- Юнцы носятся - скорости бешеные, играет кровь молодая. А когда пишут объяснительные - любо-дорого читать! Ошибка на ошибке! Грамоте еще не выучился, а машину мамка уже купила.
Обманут - не обманут?
А вообще-то, пока томительно ждешь дорожно-патрульную службу, можно не торопясь заполнить извещение о ДТП. Тот самый бланк, который обязательно выдается на руки водителю вместе с полисом ОСАГО. Я этого, конечно, не сделала. Потому что была в шоке. И не имела опыта участия в ДТП. А ведь так легко угодить в проблемную ситуацию!
- Потому что бывает, виновник аварии не является в страховую компанию - ему это не надо. И ничего ему за это не будет, - говорит Андрей Харченко. - А в извещении о ДТП, если оно заполнено, есть подробная информация об обоих участниках аварии. И нам этого бывает достаточно.
А еще такой нюанс: протокол инспектора ГИБДД о происшествии выдается на руки именно виновнику. Протокол нужен в страховой компании. А виновник не пришел. Тогда этот документ приходится добывать иным способом.
Каким? Или потерпевший идет в ГИБДД и просит такую бумагу Христа ради, или страховая компания направляет специальный запрос. Последнее длится до-о-лго!
Хорошо, что мой "виновник" оказался человеком порядочным. И его не пришлось вылавливать по бескрайним просторам России.
И хорошо, что страховых компаний у нас полным-полно - очереди в центр оценки ущерба не наблюдается. Поэтому все вопросы решились относительно быстро. Я бы слукавила, если бы сказала, что главный специалист по регулированию убытков встретил меня как родную. Но все было вполне прилично. Хотя чувствовалось, что специалист привык к претензиям типа: "А я для чего у вас страховался!". Потому что при первой моей фразе в этом направлении он дежурно ответил: "Вы не добровольно страховались! Вас заставили страховаться!" А и правда. Был ли у меня выбор?
Люди приходят в страховую компанию заведомо настроенными на то, что их обманут. Потому что многолетний опыт научил: "Играть с государством в азартные игры - дело гиблое".
Однако все чаще уходят в недоумении: не обманули! И это радует.
Возможно, мы доживем до светлого часа, когда будем свой битый автомобиль сдавать с рук на руки страховому агенту. И пересаживаться в прокатное авто, которое нам предоставит родная страховая компания. На время, пока там без тебя чинят твою машину.
Ах, как хочется верить в чудо!
Елена Тихонова.
Кстати
Как сообщило РИА "Новости" , Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО), касающиеся изменения условий предоставления компенсационных выплат.
Согласно законопроекту, в случае отсутствия у виновника ДТП договора ОСАГО, выплаты составляют до 240 тысяч рублей, если ущерб нанесен нескольким потерпевшим, и в размере до 160 тысяч рублей, если вред причинен одному потерпевшему.
В случае отзыва лицензии у страховой организации или применения к страховщику процедуры банкротства размер выплаты составит до 160 тысяч рублей, если вред причинен нескольким потерпевшим, и до 120 тысяч рублей, если вред причинен имуществу одного потерпевшего.
По голове себе подуди...
Недавно на улице Серышева в Хабаровске раздался жуткий звук - такое слышишь, когда взлетает реактивный самолет. Я оглянулся. это ревел красавец-автомобиль, притормозивший на светофоре. "Черный ворон" , задние бамперы высокие и острые, как крылья, все стекла тонированы до полной непроницаемости. Красавец возмущенно рычал своими соплами, и если бы не помеха в виде маленькой машинки невнятного жанра, "Черный ворон" точно взлетел бы, не дожидаясь зеленого сигнала светофора.
Когда суперавтомобиль рванул с места, я невольно взглянул на номера. К моему изумлению, номерное поле было белым. А вместо цифр на металлическом прямоугольнике красовалось слово: "Олег".
Отдышавшись от изумления, я стал завидовать неведомому Олегу. Черная зависть грызла меня несколько дней, и я решил: тоже хочу именные номера! Пусть мне тоже все завидуют! И я рванул в ГИБДД.
Но опоздал. Раньше меня позавидовал кто-то из дорожных инспекторов. Оказалось, что номера у Олега уже сняли, а саму машину поставили на арестплощадку. И обиженный владелец "ворона" уже даже приходил в инспекцию, возмущался. И грозился подать на обидчиков в суд.
Как выяснилось, автомобиль этот не был зарегистрирован. Передний номер - вполне человеческий - был снят со старой машины.А задний, именной, по словам Олега, ему подарил сам Юрий Лужков.
- Такие подарки - чисто сувенирная вещь. Хочешь - прибей себе на кровать и любуйся. Хочешь - в сервант поставь. Но на все номера есть ГОСТ, - без тени улыбки сказали мне в краевой ГИБДД. И даже шутить на эту тему отказались.
- Ну да! А как же Алла Пугачева с номерами "АЛЛА"? - настаивал я.
- Да нельзя с ними ездить! Есть строго определенные правила: форма и размер, цвет фона.
Номера у всех частников - черные цифры на белом фоне. У автобусов поле желтое, у милиции - синее, у дипломатов - красное, у военных - черное с белыми цифрами.
И никакие украшательства в виде цветочков или пупсиков не допускаются. Равно как и надписи в виде имен или кличек.
Хочешь обогнать - перепрыгни
Это жаль, что номера все стандартные. Никакой тебе романтики. Хотя, конечно, можно исхитриться и выделиться на общем фоне. Например, повесить на заднее стекло какую-нибудь ладошку, которая будет дружелюбно помахивать тем, кого я лихо обгоню. Или руку с жестом, которая будет помахивать недружелюбно.
Говорят, это все влияет на безопасность движения - отвлекает внимание водителей. Тем не менее, никакими правилами не ограничено. Так что не возбраняется. Как и тонировка.
- Тонировка ничего общего не имеет с темной пленкой, которую сейчас можно приклеить на каждом углу, - так мне объяснили в ГИБДД. - Пленка опасна. Потому что при аварии стекла крошатся, а пленка этот процесс сдерживает, что может серьезно травмировать человека.
Поэтому, когда говорят, что затонировали стекла в сервисе, - это неправильно. Правильно - приклеил пленку. А опасно или не опасно - это уже детали. Можно затемнить до 70 процентов поверхности стекол, вот и затемняют.
Лобовое стекло затемнять нельзя. Зато можно украсить своего железного конягу всякими наклейками.
На любом автомобильном рынке вы легко найдете человека, у которого среди запчастей висят яркие ленты со всякими узорами и надписями. Преимущественно, на английском языке. И рядом - разнообразные липучие картинки. Например, буква "У" в треугольнике, которая предупредит всех, что за рулем этого авто сидит стажер. Или картинка с младенцем - "В машине ребенок" , или злая орущая тетка с подписью: "В салоне теща". Часто можно встретить не совсем приличную картинку, которая означает "Соблюдай дистанцию". А какие попадаются надписи! Любители целые коллекции собирают.
В редком автобусе или "газели" не встретишь каких-нибудь шедевров с различной долей юмора. От "Купи себе холодильник и хлопай дверью" до "Бананы ешьте с кожурой". По городу курсирует автобус маршрута N1, который предупреждает всех, кто едет позади: "Въезд платный" , "Не сигналь - разбудишь" , и тут же просит: "Подтолкни, а то заглохну". Усталый трейлер подъезжает к городу, а сзади все видят надпись: "Бродяга возвращается домой".
Не сдерживай полет фантазии
Надпись можно придумать свою, и есть люди, которые эту надпись художественно изготовят и даже аккуратно наклеят. Стоит это почти даром - 100 рублей. Изготовляют наклейки там же, где "тонируют" стекла.
- Мы делаем наклейки из обыкновенной пленки, - просвещает меня дизайнер Павел.
Они изготавливаются с помощью современных компьютерных технологий.
В специальный аппарат типа гладильного пресса вставляется цветная клейкая пленка. На компьютере выбирается надпись или рисунок по вкусу клиента. Определяется размер, нажимается "ОК". Ширина станка - 110 сантиметров, длина надписи практически не ограничена. Заправляешь рулон бумаги- и поехали. При желании можно изготовить наклейку на паровоз.
Помимо готовых эскизов, клиент может заказать изготовление слогана собственного сочинения.
- Заказов много, без работы не сидим. Приезжает, в основном, молодежь. Часто заказывают картинки-наклейки со спортивной тематикой. Порой так машину облепят - в глазах рябит.
Дорогое удовольствие
А еще недавно в Хабаровске появилась такая услуга - аэрография. Это художественная роспись автомобиля. На нашем западе аэрография в моде уже давным-давно. Причем если раньше заказывали картинки со всякими чудищами, монстрами, инопланетянами, то теперь пристрастия в западных областях России изменились. В моде пейзажи и сказочные персонажи. Всякие добрые Винни Пухи и Львенок на Черепахе. И еще популярностью пользуются картины Сальвадора Дали. Наверняка, все это будет и у нас через пару лет. А пока мы в самом начале пути, поэтому рисуем именно монстров. Да и то редко.
- Правильно это называется тюнинг интерьера или экстерьера, - поправляет меня менеджер Наталья. - Проще говоря, разрисовывание изнутри или снаружи.
В Хабаровске пока изукрашивают больше интерьер - внутренние панели. В принципе, художник может разукрасить салон как угодно - хоть в горошек. Но водители предпочитают под дерево. Получается очень красиво - со всякими сучками и разводами.
- Удовольствие это дорогое, - говорит Наталья. Заказ просчитываем по деталям: аэрография одного крыла, или двери, или капота. Крыло и дверь стоят 6-10 тысяч рублей, капот дороже.
На фото - автомобиль. Один его бок - сплошная картина. Лес, облака, горы. Картину можно придумать - что в голову взбредет. Опишешь свое видение художнику, художник набросает эскиз. Это стоит тысячу рублей. Но экстерьер заказывают пока редко. Во-первых, не каждый может разлучиться со своим автомобилем на месяц-полтора - именно столько работает художник. А во-вторых, такая забава действительно дорога. Хотя любой автолюбитель вам скажет, что ему для "его ласточки" ничего не жалко.
А еще многие делают роспись на чехол запасного колеса. Потому что с запасным колесом разлучиться на месяц можно безболезненно.
Леонид ХИТОНОВ.
Призы и подарки - только лучшим "гаишникам"
Алексей Мирсанов - старший инспектор дорожно-патрульной службы отдела ГИБДД ОВД Амурского района - будет представлять Хабаровский край на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший инспектор ДПС".
Такой почетной чести и вместе с тем обязанности Алексей заслужил далеко не случайно. Он стал победителем краевого конкурса профмастерства "Лучший инспектор ДПС" , который прошел в Хабаровске накануне празднования дня образования службы ГАИ-ГИБДД. По уже доброй традиции в краевой центр для участия в таких соревнованиях приехали инспекторы ДПС из районов края, показавшие лучшие результаты в работе.
- Двадцати инспекторам дорожно-патрульной службы, победившим в районных конкурсах, в течение трех дней пришлось доказывать свое мастерство и выучку уже на краевом уровне, - говорит инспектор отдела пропаганды УГИБДД Елена Биндюкова.
Старания "гаишников" не пропали даром. Лучшие участники получили ценные подарки и призы, а также грамоты и благодарность за службу от начальника краевого ГИБДД Виктора Саватеева. Кстати, призы для победителей учредил комитет по молодежной политике Хабаровского края и компания "МТС" - призеры получили от нее сотовые телефоны в подарок.
Что же касается победителей, то Алексей Мирсанов уже не раз завоевывал призовые места в краевом конкурсе профмастерства "Лучший инспектор ДПС". На его счету и победа в прошлом году. Второй приз завоевал инспектор отдельного батальона ДПС ГИБДД Комсомольска-на-Амуре Дмитрий Шамшурин, а на третьем месте - инспектор ДПС Хабаровского района Владимир Ковальчук.
Кстати, кроме аудиоаппаратуры лучшие сотрудники ГИБДД получили и денежные премии.