Перейти к основному содержанию

Главная      Гражданский торг

Гражданский торг

ГОСУДАРСТВО НЕ ХОЧЕТ УСТУПИТЬ АВТОМОБИЛИСТАМ.

Общеизвестно: нововведения, касающиеся российских граждан, пока что идут им только во вред. А ноу-хау в отношении автолюбителей вообще всегда вводились через... в общем, через выхлопную трубу. То нас заставляют насильно менять номера, то права, или придумают еще какой-нибудь способ залезть в карман автолюбителю. Были бы живы Ильф и Петров, заявившие: "Пешеходов надо уважать" , они бы сейчас наверняка выдали еще один постулат: "Уважать надо автомобилистов"...

Венцом грабежа шоферов стало Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

На Западе страховщики шутят: мол, если мужчина выпадет, например, из окна 14 этажа, его жена должна получить страховку, пока он еще летит. У нас страхование иное. Любой российский автолюбитель может рассказать с десяток историй о том, как пострадавшему в ДТП месяцами приходилось обивать пороги различных инстанций, чтобы получить от страховой компании компенсацию за понесенный ущерб. За 2004 год в инспекцию страхового надзора по Сибирскому федеральному округу поступило около 300 жалоб, за первую половину 2005 года - уже больше 200. Водители сетуют, в основном, на нарушение сроков страховых выплат (по закону они не должны превышать 18 дней), на их занижение по отношению к оценке ущерба, установленной экспертизой, и даже на отказы вовсе компенсировать вред.

В общем, для автолюбителей страхование стало очередным финансовым бременем, данью за то, что имеешь автомобиль.

Долго бытовало утверждение, что на этой обязательной подати нагрели руки страховые компании. Но, оказывается, они недовольны "автогражданкой" еще больше, чем водители.

На днях в Новосибирске и. о. руководителя инспекции страхового надзора по Сибирскому федеральному округу Николай Семенов заявил, что нерентабельность сибирских страховых компаний, занимающихся "автогражданкой" , приближается к 100 %. Возможно, что некоторые из них лишатся лицензий или вовсе разорятся.

Сборы от ОСАГО в Сибири составили в первом квартале 2005 года 1, 4 млрд. рублей. А выплаты за тот же период - 767 млн. рублей. Плюс налоги, прочие расходы... В итоге убыточность страховых компаний в Сибири составила от 48 до 85 %, а у одной приблизилась к 100 %. В Тюмени одна из структур, занимавшихся ОСАПО, попросту разорилась. В Екатеринбурге судьба "автогражданки" вообще оказалась под вопросом. По прогнозам экспертов, платить за разбитый автомобильтам скоро будет некому.

Не выполняет "автогражданка" и свою идейную задачу. Предполагалось, что введение регламентирующего ее закона повысит ответственность водителей. Однако в 2004 году не снизились ни число аварий, ни их тяжесть. По словам замначальника УГИБДД ГУВД Красноярского края Николая Огера, "на дорогах идет настоящая бойня".

И водителям, и страховщикам, и сотрудникам ГИБДД понятно, что закон об автогражданской ответственности по-прежнему требует доработки.

Дошла, наконец, эта мысль и до властей. Однако дошла не тем, видимо, боком. Министерство финансов РФ подготовило предложения по корректировке тарифов ОСАГО. Как заявила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, размер базовой ставки "пока достаточен".

Госдума тоже вознамерилась рассмотреть вопросе внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Но на днях эти изменения отклонили. Ясно как день: никакого снижения тарифов не предвидится. Скорее - наоборот.

А тем временем "автогражданка" дошла уже до Конституционного суда России. Поступило множество жалоб на то, что она ущемляет имущественные права. А, например, малоимущих или пенсионеров применение этого закона вообще лишает возможности пользоваться собственным автомобилем. Заявители утверждают, что пресловутый закон противоречит еще и Гражданскому кодексу, согласно которому "граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а принуждение к его заключению не допускается, обязанность страховать свою жизнь и здоровье не может быть возложена на гражданина по закону". И самое главное: в пункте 2 статьи 55 Конституции написано, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

Конституционный суд вынес вердикт все нормально, ребята - платите, и будете платить как миленькие...

- Ожидалось, что закон позволит сократить процедуру оформления ДТП. Однако хотели как лучше, а получилось как всегда, - считает Николай Огер. - В Красноярске до введения закона ОСАГО ежесуточно регистрировалось 30 - 35 ДТП, теперь же - до 90. Причина повышения числа регистрируемых аварий в том, что автовладельцы в любом случае дожидаются инспекторов ГИБДД для оформления всех документов о происшествии. Раньше в некоторых случаях водители договаривались самостоятельно. Кроме того, у автовладельцев появляются большие проблемы с получением страховых выплат, поскольку много времени отнимает сбор всех справок, подтверждающих виновность или невиновность участников.

Недавно автомобилисты ряда регионов России заявили: если тарифы "автогражданки" повысятся хоть на рубль - водители готовы к массовой акции протеста, подобной той, что прошла в защиту праворульных иномарок. Возможно, эта будет еще более "оранжевой".