LADA ПРОИГРЫВАЕТ "ПО ВИНТИКУ"
Специалисты на рынке корпоративных продаж автомобилей отмечают, что практически все флит-менеджеры стали обращать внимание не только на стоимость самого автомобиля, но и на цену владения им. "Бизнес" представляет рейтинг стоимости владения новинками лета-2005.
Нынешний рейтинг рассчитывался по той же методике, что и предыдущие. К начальной цене автомобиля (в базовой комплектации) прибавляется стоимость регулярного техобслуживания (ТО) у официальных дилеров с периодичностью согласно сервисной книжке, стоимость топлива на 100 тыс. км, цена страховки ОСАГО (для водителя из Москвы), каско (рассчитана как среднее арифметическое от стоимости полисов на три года в восьми страховых компаниях), налог на владельца транспортного средства (по московским ставкам). Из получившейся суммы вычитается примерная цена трехлетнего автомобиля с пробегом 100 тыс. км, которая выводится исходя из текущей ситуации на рынке подержанных машин и существующей тенденции падения цен.
На сей раз в рейтинге участвуют четыре автомобиля российского производства: новинки сезона Ford Focus второго поколения, Lada Kalina и Renault Logan, а для сравнения приведена стоимость владения популярной Lada десятого семейства.
Итоговые результаты показали, что стоимость владения всеми четырьмя автомобилями примерно одинакова: разница составляет менее $500, что можно считать в пределах допустимой погрешности. Однако при этом "Бизнес" выявил неприятную для продукции традиционного российского автопрома тенденцию. В рейтинге стоимости регулярных ТО "Лады" по всем статьям уступили оппонентам с иностранными корнями - отечественные автомобили вовсе не так дешевы в обслуживании.
И Renault, и Ford декларируют меньшую, чем у Lada, стоимость регулярных ТО. Правда, у французской марки в эту сумму входит замена масла, свечей, фильтров и всевозможная диагностика, а у Ford - только замена масла и диагностика. Поэтому к тарифам на ТО для Focus мы прибавили замену фильтров и свечей, а также приплюсовали стоимость замены тормозных колодок. И несмотря на то, что эти работы дороже, чем сопоставимые на отечественных машинах (к примеру, замена передних тормозных колодок на Focus обходится в 58 евро, что в два-три раза дороже, чем на отечественном автомобиле), в общей сложности обслуживание иномарок обходится дешевле. Объясняется это и невысокими межсервисными интервалами (у Ford это 20 тыс. км, у Renault - 15 тыс. против 10 тыс. для Lada), и большим объемом работы по обслуживанию отечественных машин - даже при более низких ценах, Lada проводит на сервисе больше нормо-часов, чем иностранные конкуренты. Кроме того, запчасти для Lada дорожают быстрее, чем для иномарки, хочется верить, что при этом, как утверждают на АвтоВАЗе, постоянно повышается их качество. И если ранее Renault с моделью Symbol, безусловно, уступал Lada по стоимости обслуживания, то сейчас, с пересмотром тарифов на Logan (по сравнению с предыдущим бестселлером компании они снизились на четверть), стал выигрывать у нее. Впрочем, до Ford, который по стоимости регулярного техобслуживания укладывается в $1 тыс. на 100 тыс. км, французскому производителю еще далеко. Из этого можно сделать вывод, что иномарка в корпоративном гараже выгодна, если только не планируется обслуживать "Ладу" своими силами или в собственной ремонтной зоне автопредприятия.
Также иномарки лидируют и по остаточной стоимости не только в абсолютном плане, но и в относительном. Цена на них падает медленнее, чем на отечественные машины: если Ford может потерять за три года около 30% стоимости, Renault - чуть больше, то отечественные автомобили, имеющие априори меньший запас прочности узлов и агрегатов, теряют 40% и более.
Единственное, в чем пока иномарки не могут тягаться с отечественными автомобилями, - это стартовая цена. Даже бюджетный Logan остается более дорогим, чем "десятка": разница за цену вхождения может быть критична для малого бизнеса, а также для владельца большого парка: с учетом корпоративной скидки при покупке 15 машин разница может составлять до $23 тыс. - как раз цена трех Lada-110. Хотя, как показывает расчет "Бизнеса", в итоге эта разница возвращается при продаже отслуживших свой срок в корпоративном гараже автомобилей. В случае с Ford эта разница оказывается еще больше. В то же время покупка иномарки гарантирует владельцу парка меньше простоев машин по сервисным причинам, а также более высокое качество сервиса, декларируемое производителями.
[Графические материалы:
СТОИМОСТЬ СТРАХОВАНИЯ КАСКО НА ТРИ ГОДА, $
СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА
СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ЗА ТРИ ГОДА ПРИ ПРОБЕГЕ 100 ТЫС. КМ, $
СТОИМОСТЬ РЕГУЛЯРНОГО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИ ПРОБЕГЕ 100 ТЫС. КМ, $
Материал доступен в бумажной версии издания]