Ставка на имущество
Страховой рынок Дальнего Востока, занимающего треть территории России, на фоне центральных регионов выглядит бледно. Действительно, 2 % от общероссийского объема страховых премий - это как-то даже несолидно... На первый взгляд столь низкая доля может являться признаком незрелого, но готового к развитию рынка. Однако на самом деле страховая отрасль региона уже сформировалась, и в дальнейшем моторами конкуренции для нее будут выступать классические для России направления.
Никто на Дальнем Востоке не сомневался, что грянувшее с лета 2003 г. ОСАГО открывает новую эпоху российского страхования. Надеялись, что оно пусть не повсеместно, но начнет приучать опасливого отечественного страхователя к азам страхования. При этом сработает сигнальной ракетой для самих страховщиков - айда в регионы! Те и постарались...
Личное страхование издавна ассоциировалось со страхованием жизни, к которому в целом по России относятся со скептицизмом, вызванным зарплатными схемами. Но к Дальнему Востоку "схемотехника" имеет мало отношения. С самого зарождения этого сомнительного финансового сервиса в 1993 г. и до 2002 г., когда начала активизироваться борьба с серыми схемами, в регионе старались не шалить. Поэтому и законодательные санкции и прочие страсти в отношении мнимых страховщиков прошли мимо местного рынка.
Третья часть дальневосточного рынка - страхование имущества. Этот сегмент должен стать стратегической целью региональных страховщиков, хотя утвердиться в нем сложнее всего.
Автогражданка:
мотор первый - сомнительный
На Дальнем Востоке загодя начали проводить превентивную информационную работу по ОСАГО-организовывали семинары и встречи, распространяли литературу. В первую очередь заниматься ОСАГО начали страховщики с опытом автострахования, и ряд компаний пришел на рынок именно под лозунгом обязательной автогражданки.
Хотя некоторые страховщики стали готовиться за год-полтора до ОСАГО, фактически приступили к деятельности лишь с 2003 - 2004 гг. До 2002 г., когда перспективы автогражданки были еще достаточно туманны, филиалы открывались размеренно. А к 2004 г. количество филиалов почти везде кардинально изменилось: в Приморском крае их число увеличилось с 35 до 48, в Хабаровском - с 25 до 39, на Камчатке - с 10 до 14, на Сахалине - с 15 до 19, в Амурской области - с 8 до 25, в Еврейской автономной области - с 2 до 15, в Якутии - с 8 до 12.
Ничем не примечательно второе полугодие 2003 г., поскольку автогражданка по большому счету только раскачивалась, да и санкции автовладельцам за отсутствие полиса ОСАГО еще не вступили в силу. Зато дальнейшая динамика выплат красноречива. В январе - июне прошлого года уровень выплат по автогражданке в общем по региону составил 31, 8 % от объема премий. Исключением стала только Магаданская область, где по ОСАГО было выплачено 13, 3 млн. руб. из собранных 19, 9 млн. руб., или 66, 8 %. А уже в следующем полугодии автогражданка на Дальнем Востоке вышла на 50 %-ный уровень выплат (см. график) .
Нужно учитывать, что на долю "варягов" автогражданки приходится даже меньше, чем следует из статистики. На Дальнем Востоке четыре местные компании имеют лицензию на ОСАГО: "Росгосстрах-Дальний Восток" , "Пирамида" , "Дальакфес" и "Защита-Находка". И, например, "Росгострах-Дальний Восток" , который в ДВФО присутствует везде, собирает больше московских филиалов в разы. Так что на самом деле те, кто пришел ради ОСАГО, по данным статистики, имеют еще меньший положительный результат.
Чем порадует год 2005-й, пока сложно сказать. Но явно на таких показателях далеко не уедешь. Значит, надо поворачиваться к добровольным видам страхования. Пока этот ресурс используется не на полную катушку. Почти во всех регионах у филиалов объемы сборов по добровольным видам страхования и по обязательным либо равны, либо обязательное страхование перевешивает. Причем речь идет и об обязательном медицинском страховании, которое к коммерческому страхованию вообще имеет мало отношения и приносить прибыль страховщикам не призвано.
Личное страхование:
мотор второй - компромиссный
Когда в начале прошлого года новыми требованиями законодательства о страховом деле компаниям предложили выбирать - заниматься страхованием жизни или принимать риски в перестрахование, многие по понятным причинам с легкостью отдали "жизнь" на откуп кому угодно - тем, кто действительно профессионально этим занимается. Потому что перестрахование - это реальный бизнес, который гораздо важнее. И хотя затем скоропалительное решение чиновники отложили, на Дальнем Востоке не особо переживали.
В пяти регионах Дальнего Востока - в Еврейской автономной области, на Камчатке, в Якутии, на Сахалине и в Магадане - "жизнь" либо вообще не страхуют, либо в крайне несущественных объемах.
В остальных регионах за последние три года происходили незначительные колебания, причем как в "плюс" , так и в "минус". Так, в 2002 г. в Хабаровском крае местные компании застраховали "жизнь" на 96 млн. руб., а в 2004 г. - на 128 млн. руб. ; филиалы - на 15 млн. руб. и 12
млн. руб. соответственно. В Амурской области в 2002 г. местные страховщики собрали 21 млн. руб. против 1, 4 млн. руб. в 2004 г. ; филиалы - 1, 4 млн. руб. в 2002 г. и 3, 8 млн. руб. в 2004 г. Приморские компании собрали по "жизни" в 2002 г. 60 млн. руб., а к 2004 г. повысили сборы до 96 млн. руб. ; филиалы в Приморье поработали на 2, 7 млн. руб. и 2, 3 млн. руб. соответственно.
Так что "жизнь" никогда не была мотором конкуренции на Дальнем Востоке, и маловероятно, что станет им и в будущем. Напротив, у личного страхования - в широком смысле - перспективы очень неплохие. Пионером в этом виде страхования на Дальнем Востоке
является Хабаровский край. Когда в остальных регионах не хотели возиться с добровольным медицинским страхованием и прочими трудоемкими и массовыми продуктами, здесь отрабатывали технологии продаж и возмещения. Поэтому население более-менее приучено и к страхованию от несчастных случаев, и к полисам ДМС, и к поездкам за рубеж со страховкой. И если хабаровские компании за последние три года слегка снизили темпы сбора премий (с 263 млн. руб. в 2002 г. до 207 млн. руб. на 1 января 2005 г.) , то работающие в Хабаровский крае филиалы иногородних компаний в этом секторе развернулись: объемы премий филиалов по личному страхованию с 68 млн. руб. в 2002 г. к 2005 г. выросли до 334 млн. руб.
И это при том, что хабаровский рынок уже был насыщен "личными" страховыми продуктами от местных страховщиков. Значит, потенциал существует, и развернуться еще есть где. Следовательно, соседям в других регионах стоит подумать в этом направлении. Потому как, судя по сборам, только население Приморья относительно охвачено личным страхованием (сборы 176 млн. руб. на 1 января 2005 г.) , а остальных дальневосточников можно и нужно брать под страховую защиту. Причем в данном случае извечный спор "местные компании - филиалы" неуместен: существующие ниши пока свободны.
Имущество:
мотор третий - реальный
Основное сосредоточение дальневосточного бизнеса по имуществу - Приморский и Хабаровский края - достаточно плотно охвачено страховщиками. Причем местные компании завоевали здесь вдвое больше рынка, нежели филиалы. И если в Приморском крае развитие имущественного страхования постепенно идет как у местных страховщиков, так и у их иногородних коллег, то в Хабаровском крае начиная с 2002 г. местные компании умудрились на 400 % увеличить показатели, тогда как филиалы - только на 40 %.
Скорее всего, этот многолетний дисбаланс в имущественном страховании в пользу местных страховщиков в двух основных бизнес регионах Дальнего Востока будет сохраняться. Стоит обратить внимание на другие регионы, где имущественное страхование только набирает темпы. Например, в Амурской области за последние три года филиалы увеличили сборы в 7 раз, в Магадане - в 3 раза, на Камчатке - в два.
Местные компании тоже поднапряглись в малоохваченных страхованием регионах: в Якутии сборы увеличились в 5 раз, на Сахалине - в 2 раза. Так что потребность в имущественном страховании есть, и дальневосточным страховщикам надо использовать ее с умом, то есть диверсифицировать страховой портфель.
Таким образом, наиболее эффективной в ближайшие годы будет работа тех компаний, которые в равных пропорциях будут уделять внимание имущественному и личному страхованию, оставив автогражданку и "жизнь" в качестве дополнительного сервиса для своих клиентов. Потому что, поставив в приоритет работы страховой компании то же ОСАГО, в лидеры рынка явно не выбьешься. Убыточность не позволит.