НОВОЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Предлагаем вашему вниманию комментарии к вступившим в силу нормативным актам РФ, подготовленные специалистами нашего постоянного партнера - фирмы "КонсультантПлюс".
Полные тексты анонсируемых документов вы можете получить в казанском региональном информационном центре "ИнфоЦентр "КОНСУЛЬТАНТ", сделав заказ по телефону 92-52-12, ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
О лицензировании в сфере внешней торговли товарами и формировании банка выданных лицензий
9 июня 2005 года Постановлением Правительства РФ N 364 утверждены Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий.
Следует отметить, что указанные Положения являются составной частью законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, основными принципами которого являются, в том числе, защита прав и законных интересов как участников внешнеторговой деятельности, так и российских производителей и потребителей товаров и услуг, исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам и экономике Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений, налагаемых на внешнюю торговлю услугами и интеллектуальной собственностью и иными мерами экономического и административного характера.
С учетом изложенного, лицензирование представляет собой административную процедуру регулирования внешнеторговых операций, реализуемую посредством выдачи документа, разрешающего, соответственно, экспорт или импорт отдельных видов товаров.
Лицензирование осуществляется в рамках нетарифного регулирования внешней торговли и применяется в случаях установления временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров либо предоставления исключительного права на их экспорт или импорт. Наличие соответствующей лицензии является обязательным условием при выполнении Российской Федерацией своих международных обязательств, а также при реализации разрешительного порядка ввоза или вывоза таких видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, животных и растений, окружающую среду или имущество, независимо от права собственности на него.
Основанием для лицензирования экспорта или импорта отдельного вида товара в определенном количестве будут являться:
- договор или контракт;
- решение Правительства РФ;
- федеральный закон.
В зависимости от основания лицензии подразделяются, соответственно, на разовую, генеральную и исключительную.
Следует иметь в виду, что срок действия разовой и генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня выдачи, причем в случае введения временных количественных ограничений на операции с конкретным товаром срок действия такой лицензии должен закончиться 1 января следующего года. Кстати, на исключительные лицензии, предоставляющие лицензиату исключительные права на экспорт или импорт отдельного вида товара, указанные ограничения по срокам действия не распространяются.
Обладателям разовых лицензий необходимо помнить, что в 10-дневный срок после окончания срока ее действия они должны представить в лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии с отметками таможенных органов РФ о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу Российской Федерации.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается лицензирующим органом, в данном случае - территориальным органом Министерства экономического развития и торговли РФ, в срок до 20 дней со дня регистрации документов соискателя (заявления, копии контракта, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и т. д. ).
Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии при неправильном оформлении заявления, при сообщении недостоверных сведений или при исчерпании установленной квоты.
Лицензиатам следует иметь в виду, что при нарушении условий выданной лицензии ее действие может быть приостановлено или даже аннулировано. Также запрещено вносить изменения в выданную лицензию или передавать ее другим лицам.
Федеральный банк выданных лицензий формируется Министерством экономического развития и торговли РФ и включает в себя, условно, три блока информации.
В первом блоке указываются сведения о лицензиатах (наименование, организационно-правовая форма, ИНН и т. д. ), вид, номер и срок действия выданной лицензии, основание выдачи (например, номер и дата подписания контракта), сведения о контрагенте - иностранном лице, а также наименование, количество и стоимость лицензируемого товара с указанием его кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ.
Второй и третий блоки, соответственно, содержат информацию о приостановлении или об аннулировании действия выданной лицензии и сведения о ходе исполнения разовых лицензий.
Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, могут быть предоставлены по запросам органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также использованы при подготовке информации о выданных лицензиях по отдельным запросам иностранных государств.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом соответствует Конституции РФ
31 мая 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление N 6-П по делу о проверке конституционности Федерального закона от 25. 04. 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
По мнению обратившихся в Конституционный Суд РФ заявителей, Закон об ОСАГО, во-первых, противоречит статьям 421 и 934 Гражданского кодекса, установившим принципы свободы договора и добровольности личного страхования. Во-вторых, Закон устанавливает обязанность по страхованию гражданской ответственности за каждое транспортное средство в отдельности, тогда как заявители убеждены, что одновременное использование одним лицом нескольких транспортных средств объективно невозможно. В-третьих, плата за обязательное страхование в виде страховой премии, обладающая всеми признаками налога, не учитывает прожиточный минимум в Российской Федерации и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан - владельцев транспортных средств. И наконец, в запросе группы депутатов Государственной Думы указывается на то, что делегирование Законом об ОСАГО полномочий по установлению страховых тарифов Правительству РФ привело к введению экономически необоснованных размеров страховых тарифов, а предоставление права на получение лицензии только тем страховым организациям, которые входят в профессиональное объединение страховщиков, лишило владельцев транспортных средств права выбора страховой компании и поставило сами страховые организации в неравные условия.
Отвергая обоснованность большей части приведенных доводов, Конституционный Суд РФ обратил внимание на следующие обстоятельства.
Обязательное страхование, согласно ГК РФ, - одна из форм имущественного страхования, при которой на страхователя законом возлагается обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (пункт 2 статьи 927). И это согласуется с правилом статьи 421 "Свобода договора" , в соответствии с которой понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.
Установление обязательности страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств федеральным законом обусловлено конституционно закрепленным требованием особой защиты таких значимых для всего общества неотчуждаемых благ, как жизнь и здоровье человека, охрана его имущества (статьи 2, 20, 41 и 45 Конституции Российской Федерации).
Обязанность страхования риска гражданской ответственности применительно к каждому транспортному средству, независимо от их общего количества у одного владельца, не означает умножение бремени содержания имущества, поскольку риск ответственности связывается законодателем не только с владельцем транспортного средства, но и с владением и пользованием каждым транспортным средством как самостоятельным источником повышенной опасности, обладающим собственными техническими характеристиками и отличающимся от других транспортных средств, что влияет на вероятность наступления страхового случая.
Исходя из того, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является институтом частного права, а участниками страхового правоотношения - независимые, самостоятельные и равноправные субъекты, страховая премия представляет собой плату за оказание услуги и, вопреки мнению заявителей, имеет гражданско-правовую, а не налоговую природу. Тот факт, что нарушение обязанности по страхованию гражданской ответственности влечет ответственность административную (ст. 12. 3 и ст. 12. 37 КоАП РФ), лишь подчеркивает специфику самого института обязательного страхования гражданской ответственности.
Предназначение права собственности как гарантируемого и охраняемого Конституцией субъективного права состоит в том, чтобы обеспечить его обладателям определенную степень свободы в экономической сфере. Однако в рамках правового регулирования отношений собственности это право в силу Конституции (статья 71, пункт "в"; статья 55, часть 3) может быть ограничено законодателем в установленных ею целях, т. е. с учетом основных конституционных ценностей.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ выявил несоответствие Основному закону страны некоторых положений статьи 5 Закона об ОСАГО. Данная статья предусматривает издание Правительством РФ правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 07. 05. 2003 N 263), которые должны содержать типовые условия договора ОСАГО.
Конституционный Суд РФ указал, что статья 5 Закона об ОСАГО содержит неопределенность и несогласованность с другими положениями этого же Закона, которые позволяют произвольное определение Правительством России условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Именно в этой части статья 5 Закона об ОСАГО была признана неконституционной.
В то же время очень важно обратить внимание, что признание отдельных положений статьи 5 Закона об ОСАГО противоречащими Конституции не предполагает утрату юридической силы принятых Правительством в соответствии с данной статьей Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также заключенных договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09. 06. 2005 N 748-р <ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>
Разработанная Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации определяет понятие системы персонального учета населения, предпосылки, цели, принципы создания и развития системы, ее структуру, функции и нормативно-правовое обеспечение, этапы создания системы; содержит описание оценки экономической и социальной эффективности создания системы; устанавливает организационные условия создания, функционирования и развития, источники финансирования системы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 12. 05. 2005 N 145-О "ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА АНДРЕЕВА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 30. 11 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
В жалобе оспаривалась конституционность части 3 статьи 30. 11 КоАП РФ, согласно которой вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.
Конституционным Судом РФ определено, что положения, содержащиеся в части 3 статьи 30. 11 КоАП РФ в нормативном единстве с ее частями 1 и 2, по их конституционно-правовому смыслу предполагают обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте принесения протеста прокурором, предоставить возможность ознакомления с протестом и представить свои возражения на него.
Жалоба признана не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, поскольку для разрешения поставленного в ней вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона от 21. 07. 1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
ПИСЬМО ФНС РФ от 20. 04. 2005 N ЧД-6-09/328@ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ АКТУАЛЬНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Разъясняется последовательность действий регистрирующих (налоговых) органов в случае получения ими Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001, подписанного лицом, сведения о котором в ЕГРЮЛ отсутствуют.
В такой ситуации регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации. Однако если от заинтересованных лиц поступит обращение о невозможности представления заявления по форме N Р14001, подписанного надлежащим лицом, регистрирующий орган должен принять меры для установления лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности: возбуждается дело об административном правонарушении в отношении должностного лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
В зависимости от результатов рассмотрения дела может быть принято решение об отказе в государственной регистрации или о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
ПИСЬМО ФНС РФ от 20. 05. 2005 N КБ-6-24/420@ "О СЧЕТАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ЛИКВИДИРОВАННЫХ БАНКАХ"
Разъяснен порядок отражения сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сведения о банковских счетах предоставляются банками в регистрирующий (налоговый орган) по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета. На основании представленных документов регистрирующий (налоговый) орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр.
Указано, что в случае, если кредитная организация ликвидирована, а договор банковского счета не расторгнут и в регистрирующий (налоговый) орган сведения о закрытии счета не направлены, оснований для внесения записи о закрытии счета в соответствующий Единый государственный реестр, а также в иные базы данных налоговых органов не имеется.