Перейти к основному содержанию

Главная      БУДЕТ ЛИ ДЕШЕВЕТЬ ОСАГО?

БУДЕТ ЛИ ДЕШЕВЕТЬ ОСАГО?

Страховые компании подводят итоги второго года работы автогражданки

Чем дальше в прошлое уходят думские выборы 2003 года, тем все менее и менее заметной становится борьба народных избранников с "антинародным" законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а в просторечии - ОСАГО. А ведь еще полтора года назад некоторые из них обещали избирателям добиться если не отмены закона, то по крайней мере многократного снижения тарифов. Страховые компании тогда хором говорили, что окончательное решение об адекватности стоимости автогражданки, которая, к слову, большинству россиян кажется завышенной, можно будет принять лишь через три года после введения закона в действие.

ПРОШЛО два года, и, по всей видимости, первые выводы уже можно сделать. Будет ли дешеветь автогражданка и что вообще ждет российский страховой рынок в 2005 году - эти вопросы мы адресовали человеку, который возглавляет одну из крупнейших страховых компаний России, одного из основных игроков на рынке обязательного автострахования. Наш корреспондент Игорь Берлинский побеседовал с генеральным директором Страхового Дома ВСК Сергеем ЦИКА-ЛЮКОМ.

- Сергей Алексеевич, вы сегодня можете сказать, будет ли снижена стоимость автогражданки?

- Пока сказать не могу. Нужно, как мы и прогнозировали, подождать еще год. Однако определенные тревожные сигналы появляются уже сейчас.

- "Тревожные" - это в том смысле, что придется снижать? Это для вас, страховщиков, они тревожные, а для миллионов автомобилистов они более чем радостные!

- Да нет. Ситуация немного иная. Давайте проанализируем ту статистику, которая у нас есть уже сейчас.

Есть совокупные данные по рынку, собранные Российским союзом автостраховщиков, а также ряд аналитических исследований независимых экспертов, анализирующих ситуацию на рынке ОСАГО. Эти данные говорят, что сегодня охват страхованием составил 92-100 % от числа эксплуатируемых транспортных средств. Это хороший показатель, позволяющий нам и правительству, которое, собственно, и будет принимать решение об адекватности тарифов, с достаточной точностью выстраивать прогнозы дальнейшего развития ситуации.

Средний уровень выплат по ОСАГО за год приблизился к 40 %. То есть уже сегодня на один собранный рубль страховой премии страховые компании в среднем выплачивают 40 копеек. За год уровень выплат вырос в 2 раза и продолжает расти ежемесячно, а ведь еще практически не начались выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Эти выплаты не имеют срока исковой давности, и поэтому, например, через год, когда люди привыкнут при аварии в первую очередь обращаться к врачу и фиксировать тот ущерб, который нанесен их здоровью, страховщики могут столкнуться с валом исков и компенсации этого вреда.

- Придется платить?

- Думаю, выплаты по жизни и здоровью составят значительную часть общих выплат по ОСАГО, как это есть во всем мире. В то же время у нас это пока не больше 1 % от общей суммы выплат.

Давайте разбираться дальше. Если в 2003 году в среднем одна страховая выплата приходилась на 150-200 договоров страхования, то сегодня мы уже платим по каждому тридцатому договору. Другими словами, частота убытков возросла с 0, 5 % от общего числа договоров до 6 %. По прогнозам специалистов аналитического центра журнала "Русский полис" - наиболее авторитетного издания, занимающегося стра-v ховой тематикой, - в 2005 году этот показатель может достигнуть 8 %, что приведет к уровню выплат в 70 %. То есть из каждого собранного рубля мы будем в среднем выплачивать 70 копеек.

- Все равно прибыльно.

- Нет, это уже на грани рентабельности. 23 % от сборов уходит на издержки. Зарплату людям платить надо? Полисы печатать надо? Систему урегулирования убытков по всей стране выстраивать надо? Это все 'значительные суммы. Кроме того, мы платим налоги, производим обязательные отчисления...

Я могу сказать так: сегодня у некоторых страховщиков уровень выплат уже зашкаливает за 70 %, и это ставит их работу по ОСАГО на грань рентабельности. Есть уже примеры банкротства страховщиков, занимавшихся ОСАГО, и тысячи пострадавших в ДТП сегодня не могут получить выплаты.

И я бы еще раз напомнил о том, что в любом случае наша прибыль по ОСАГО законодательно ограничена 5 % от общей суммы сборов. Так что все разговоры о сверхприбылях страховщиков по меньшей мере некомпетентны.

- Вы хотите сказать, что страховые компании, возможно, будут работать по ОСАГО себе в убыток?

- Конечно, - не будут. Страховые компании, как и любые другие коммерческие структуры, будут заниматься только тем, что им выгодно. Иначе они просто обанкротятся.

- То есть тарифы по ОСАГО, возможно, и не будут снижены?

- Я думаю, может быть пересмотрен ряд поправочных коэффициентов - по регионам, по мощности двигателя и т. д. Для кого-то страховка станет дешевле, а для кого-то - дороже. Я этого не исключаю. В конце года мы будем иметь более ясную картину.

- На что нужно обратить внимание при выборе страховщика?

- Нужно смотреть На количество офисов страховой компании, которые по всей России занимаются организацией выплат, на рейтинг надежности страховщика. Не нужно "покупаться" на какие-то незаконные скидки, которыми грешат некоторые компании.

- Чем еще живет рынок? Я слышал, что в последнее время несколько страховщиков обанкротились...

-3а год количество страховых компаний снизилось на 8 %. Это и слияния, и ликвидация неработающих компаний, банкротства, скорее, редкость. В то же время налицо консолидация рынка. Крупные федеральные страховщики показывают наибольшие темпы роста своих показателей. Например, на фоне роста рынка за год на 9 % Страховой Дом ВСК показал динамику 35 %, добившись поступления страховой премии почти 8 миллиардов рублей.

В то же время вызывает определенную тревогу будущее небольших региональных страховщиков. Да, кагпшвные компании, работающие на одного клиента, должны либо становиться универсальными, либо отмирать. Но вот региональные компании, как мне кажется, имеют в большинстве своем очень хорошие перспективы для бизнеса. И тут необходимо сотрудничество между федеральными и региональными страховщиками.

- Сегодня появились разговоры о возможном введении новых видов обязательного страхования. В частности, людей больше всего волнует обязательное страхование жилья.

- Скорее, речь может идти об обязательном страховании ответственности владельцев жилых помещений. То есть, как и в ОСАГО, вы застрахованы на тот случай, если по вашей вине пострадает квартира соседа. Например, зальете вы ее или же у вас будет пожар, и выгорит соседняя квартира. С введением нового Жилищного кодекса, который окончательно возлагает бремя содержания недвижимого имущества на его владельца, это представляется логичным. Однако я не стал бы торопиться. ОСАГО показало, что к таким проектам нужно относиться очень продуманно.

- А сколько может стоить такая обязательная страховка?

- Я не готов сейчас ответить, так как подобные расчеты в рамках всей страны не производились. Могу сказать, что сегодня такой добровольный полис, например, при страховании ответственности на 100 тысяч рублей стоит в пределах 400- 500 рублей. Если будет реализован массовый проект, то тарифы, по всей видимости, должны быть в разы ниже.

- Вы сказали, что бизнес вашей компании вырос за год на 35 %. За счет чего такая динамика?

- Чего-то из ряда вон выходящего не произошло. Я думаю, это хорошо. Проводим кропотливую работу по доводке наших страховых продуктов, чтобы они максимально отвечали потребностям и бизнеса, и населения. Инвестируем в модернизацию различных информационных систем, связывающих наши филиалы и отделения по всей стране, запустили круглосуточную справочную службу, стандартизируем процессы урегулирования убытков во всех регионах. В целом, это текущая кропотливая работа, направленная на повышение качества обслуживания наших клиентов. Думаю, сегодня пожинаем ее плоды, выраженные в росте клиентской базы.

- Качество обслуживания - это хорошо. Но основное - это все-таки платить. Платите?

- За год выплатили клиентам и застрахованным 3, 7 миллиарда рублей. В том числе жителям Нижегородской области - свыше 80 миллионов.