Перейти к основному содержанию

Главная      ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

О работе Госавтоинспекции редко приходится слышать хорошее. Сетования автолюбителей на мздоимство и недостатки в организации движения сформировали у населения устойчивый образ гаишника - бездельника и вымогателя.

Часто в пример приводят работу зарубежной дорожной полиции. Они, дескать, не поборами на дорогах занимаются, а профилактикой. Остановят водителя и вежливо напомнят ему о необходимости соблюдения правил. И пристыженный водитель сразу начинает эти правила соблюдать. А отечественные борцы за безопасность движения своей лапой в карман к автолюбителю залезают, чем унижают его морально и материально.

Что ж, водителю есть на что обижаться. Едет он, музыку слушает, кондиционером себе климат создает, а инспектор его раз - и к обочине. Во время объяснений неравенство проявляется наиболее остро - инспектору нет дела до общественного положения водителя, а вот водителю приходится уважать в собеседнике представителя закона. Даже простая проверка документов кажется унизительной - мол, что во мне ему не понравилось? Тут не грех и помечтать - вот бы вообще ГАИ отменили, и такая сразу бы жизнь началась! Еду - никого не боюсь, паркуюсь - где удобно, да и что они полезного-то делают?

Но так выглядят дорожные отношения лишь из салона автомобиля. Несколько часов, проведенных на посту ДПС при выезде из Москвы на одном из радиальных направлений, заставили задуматься о другой стороне работы этой службы.

Добродушный мужичонка в мятой курточке вваливается в помещение. Это водитель автобуса, мигающего "аварийкой" напротив поста. Мужичок всхлипывает про полис, который остался у какого-то Михалыча, начальствующего над автоколонной. Свидетельство о регистрации автобуса у мужичка оказывается ксерокопией, а оригинал с собой не возит, потому что начальник боится утери. Мужичка отсаживают в угол к телефону - звонить Михалычу. Комната заполняется шумной дамой. За ее плечами муж, его физическое состояние красноречиво свидетельствует о том, что передвижение пешком доставляет ему немало трудностей.

- Он был за рулем, - докладывает сержант.

- Я была за рулем, - гневно сверкает глазами дама.

Ее просят предъявить права. Прав у нее с собой не оказывается.

Двое инспекторов дежурят на улице, один - в помещении. Ни на секунду не смолкает рация. Старший лейтенант изредка отвечает, не отрывая ручки от бланка протокола. Выхожу на улицу. Поток одинаковых машин, снопы света из фар, кислород в воздухе уступил место выхлопным газам. Взмах жезлом - и "девятка" резко принимает вправо. Стекло приоткрывается миллиметров на двадцать - в щель просовывается бумажник с документами. Машина интересная - вся в разноцветных огоньках, под днищем зачем-то установлены синие фонари, освещающие землю стекла густо затонированы. Попрошу выйти из машины, открыть багажник.

В салоне так гремит музыка, что инспектору приходится повторять свое предложение дважды. С пассажирского места поднимается долговязый парень со стеклянными глазами, беззвучно открывает багажник. Он пуст, нутро сотрясают мембраны могучих динамиков. Инспектор упрямо хочет видеть водителя. Водитель как две капли воды похож на своего пассажира - стеклянные глаза с зрачками-точечками, острый запах одеколона. Инспектор возвращает документы, машина с визгом срывается с места.

- Дорогие наркоманы, - комментирует он.

- А что, бывают дешевые? - пытаюсь поддержать тему.

- Бывают.

- Почему же вы их не задержали?

- Документы и автомобиль у них в полном порядке.

В пятидесяти метрах от поста - мкадовская развязка-бабочка. Огромная грязная фура с ростовскими номерами, пытавшаяся уйти с кольцевой на выезд из Москвы, перегораживает три ряда.

- Пойду посмотрю, - говорит мой собеседник.

Я отправляюсь за ним. Девушка на желтой "японке" ухитрилась подлезть под грузовик и теперь названивает кому-то по мобильному. Тем временем хвост из машин вытягивается до кольцевой. Ну никак нельзя было предугадать траекторию движения грузовика с прицепом при маневре, никак не ожидала, что рама прицепа окажется прямо над ее капотом.

- Разъезжайтесь, - командует инспектор.

- Как? - в голосе девушки слышится упрек.

- Нет повреждений.

Она кидается к машине, осматривает капот, бампер.

Мы возвращаемся на пост. Мужичка уже увезли - автобус два дня назад угнали из одной строительной организации.

У стены двое мужчин - сейчас их повезут на медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения. Дежурный офицер говорит, что начиная с одиннадцати вечера количество пьяниц за рулем резко возрастает. Прилично одетые люди на хороших машинах возвращаются с юбилеев, вечеров, банкетов.

В час-два ночи наступает время "бомбил". Эти трезвые, но они опасны по-своему. Большинство - граждане ближнего зарубежья на приобретенных по доверенности "Жигулях". Техническое состояние машин можно назвать пугающим - изъеденные коррозией кузова, прикрученные проволокой глушители, воющие подшипники колес. Днем "бомбила" отсыпается, поэтому ему не до ремонта. Не доверяйте свою жизнь кому попало. Вся их мечта - "сколотить" "штуку" баксов, да и обратно к жене-мамке.

Шоссе опустело где-то часа в три. "Через пару часов народ поедет на работу, - говорит дежурный. - Тогда мы уж никого не останавливаем, разве что в случае грубого нарушения, пусть люди быстрее добираются".

По дороге домой думал: что было бы, если бы всю службу безопасности движения разом сократили? Понимаю, что ничего хорошего. Строители не получили бы назад свой автобус, девушка на "японке" продержала бы все шоссе, пока не приехал бы ее дружок, да и несколько алкоголиков, судя по всему, не лишились бы водительских прав.

Звать на помощь автоинспекцию многим в жизни приходилось не раз - достаточно чиркнуть бампером по крылу другой машины. С введением ОСАГО договориться у водителей даже по минимальному ущербу уже не получается - каждый уповает на свой полис. В эти минуты никто плохо об инспекторах не думает. Пишите, миленькие, протоколы, я по вашим бумажкам денежки у страховой отбивать буду. И инспекторы пишут

- оформить аварию с двумя-тремя участниками час нужен, не меньше. Еще регистрационные действия любим совершать

- то агрегат номерной высвободился, то машину переоформляем. И в эти минуты тоже с умилением на гаишников смотрим - только бы до обеда успеть.

Развалившись в кресле и слушая музыку, водитель давит на газ. Хочется ехать быстрее, но взгляд выхватывает фигуру в желтом жилете на обочине. С досадой отпуская педаль, лихач начинает "косить" под дисциплинированного. Уже одним фактом несения службы инспектор вызывает недовольство некоторых участников движения. Взаимоотношения владельцев автомашин и сотрудников ГИБДД иногда приводят к конфликтным ситуациям, доходящим даже до суда. Именно от этих отношений в значительной степени зависит моральный климат дороги. Хотелось бы, конечно, побольше отзывчивости, душевности со стороны сотрудников ГИБДД. Но если человек за рулем доброжелателен и уважителен, то трудно представить инспектора, вступающего в конфликт с таким водителем.