"Сибирский марафон": Нескучное путешествие в загадочную страну
В понедельник из Новосибирска стартовали участники трофи-экспедиции "Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии". Ее организовал известный новосибирский клуб экстремальных автопутешествий "OFF ROAD MASTER".
В этом году любители экстремального отдыха планируют добраться на своих автомобилях до ранее недоступного уголка Восточных Саян - Тофаларии, где проживает самая малочисленная народность России - тофы (тофалары). Экспедиция обещает быть крайне сложной и увлекательной.
Новосибирский клуб экстремальных путешествий "Off Road Master" создан в 1999 году и объединяет в своих рядах автолюбителей, предпочитающих беззаботному отдыху путешествия, связанные с долей риска и авантюризма. Это опытные автопутешественники, за плечами которых труднопроходимые дороги, зимники Сибири, Алтая, Тувы, Хакасии, Забайкалья, Урала.
Создатели клуба ставят своей целью пропаганду здорового образа жизни и экологического воспитания. Клуб организует различные акции, которые вызывают большой общественный интерес. А ставшая уже традиционной трофи-экспедиция "Сибирский марафон" остается уникальной акцией подобного рода в Сибирском регионе.
Отправляясь в трофи, не забудьте море водки!
Перед новым стартом корреспондент "НН" взял интервью у руководителя экспедиции, бессменного командора Игоря Куликова и штурмана Валентины Куликовой. Игорь и Валентина в браке уже более двадцати лет, имеют сына. Они познакомились на почве обоюдной любви к путешествиям, из которой и родилась их любовь на долгие годы.
- Расскажите смешной случай в экспедиции.
- Смешных случаев в экспедиции было много. Можно сказать, что вся экспедиция и есть смешной случай. Ну, например, один наш товарищ по имени Женя по полной программе затарился водкой (в экспедиции это незаменимый продукт). Взял он ее аж 80 литров в пластиковых бутылках. На каждой написал типа "Водка для Жени", "Женина водка".
А когда в пути у машины стало в очередной раз "травить" колесо, то Дима схватил впопыхах первую попавшуюся бутылку и стал из нее поливать покрышку, чтобы по пузырькам обнаружить утечку. Оказалось, что бутылка была не с водой, а с водкой. К великой досаде команды, ее Женя вылил на колесо аж два литра!
Вообще с водкой бывает много приключений. На Урале был такой прикольный случай. Там собралось много команд со всей России. Устроители сразу невзлюбили новосибирцев, поскольку нас не удовлетворили принципы организации соревнования. Устроители заявили, что результаты будут учитываться только по индивидуальному зачету, то есть по принципу "каждый сам за себя", а мы привыкли работать в команде, а потому участвовали в соревнованиях отдельным зачетом. Так вот, одним из заданий было форсирование реки Сылва. Это довольно своенравная речка, и далеко не каждый участник соревнований смог ее преодолеть. Наша команда преодолела Сылву ночью, походя, всего за 15 минут, чем снискала всеобщее уважение и еще большее раздражение у организаторов.
По случаю успешной победы над горной речкой мы основательно приняли на грудь. Воспользовавшись этим обстоятельством, организаторы тут же дали нам новое задание - ночное ориентирование на местности. Так что всю ночь мы, в стельку пьяные, блудили по уральским лесам к несказанной радости устроителей соревнований.
- В трофи-экспедициях вы не первый год. Какую вспоминаете с содроганием?
- Самым сложным был, безусловно, путь на Обь-Енисейский канал. Это наша гордость. Здесь мы были первопроходцами, поставив перед собой рекордную цель - пройти через тайгу и болота по звериным тропам 70-километровый участок. Эти 70 километров мы шли тридцать дней! Уж очень тяжело они нам дались! В день, бывало, удавалось продвинуться по тайге одной машиной на 300 метров. Шли через бурелом, рубили лес, стелили гать по болотам и речушкам.
- Принято считать, что если участники трофи-рейдов "Сибирский марафон" приняли решение пройти маршрут, то они никогда не отступают. Были ли в экспедициях моменты, когда стоял вопрос отказаться от намеченной цели?
- Такое случалось, и не раз. Но самый сложный переломный момент как раз и был при прохождении 70-километрового отрезка на Обь-Енисейском канале, когда пришлось прорубать в тайге просеку. Маршрут был проложен вслепую пальцем по карте. Работа была очень тяжелой, условия ужасные: гнус, сырость. Когда прошли полпути и разведка сообщила, что еще предстоит нам сделать, то серьезным образом встал вопрос: идти вперед или возвращаться назад? Особенно угнетало то, что к этому моменту закончились продукты. Последние куски хлеба, чесночинки делили, как делят зэки пайку. Моральная обстановка в команде была напряженной до предела, люди сильно устали, многие потеряли веру, что удастся дойти до конца. А это самое страшное. Обычно окончательное решение всегда остается за руководителем экспедиции, то есть за мной. Это не от желания командовать. Авторитарный стиль руководства - суровая необходимость в экстремальных условиях. Однако в данной ситуации я не взял на себя смелость сказать последнее слово. Команда собралась на совет, чтобы решить вопрос, идти дальше или отступить. Но желание преодолеть себя, преодолеть трудности оказалось сильнее, нежели те неудобства и лишения, которые мы испытывали. К тому же нам очень помогли староверы, забросив с вертолетом продукты. В итоге самый тяжелый за всю историю экспедиций маршрут был преодолен. Преодолен за 30 дней. Не побоюсь показаться нескромным, но это настоящий рекорд, достойный Книги Гиннесса. Когда мы вышли из тайги, то местные жители были потрясены тем, что к ним кто-то смог проехать на машинах.
- А как разрабатываются маршруты?
- Маршруты экспедиций разрабатывает Валентина. Разумеется, общее направление предварительно согласовывается с членами клуба. Маршрут прокладывается не абы как, а с учетом исторической и географической ценности той или иной местности, наличия аномальных явлений и т. д.
Преодолеть себя
- Что требуется от человека, чтобы стать экстремалом- путешественником?
- Во-первых, здоровье и выносливость. Это основа. Затем, хорошая приспособляемость к меняющимся условиям, трудностям, неудобствам. Необходимое условие - это чувство локтя, товарищеская взаимопомощь. В экспедиции должны быть отброшены личные амбиции, интересы товарищей - прежде всего. Дисциплина и самодисциплина - иначе никак. Успех экспедиции полностью зависит от сплоченности команды.
Бывает так, что совет команды принимает решение: ты идешь на категорийный участок, а ты - нет. И нужно подчиниться решению, потому что команда видит, на что ты способен, насколько подготовлен твой автомобиль, хватит ли продуктов и запасных частей. А если человек пошел в "экстрим", то должен полностью рассчитывать на свои силы, нянчиться с ним никто не будет. В глухой тайге нет обратного пути, нет нормальной медицинской помощи.
За эти годы уже сложился костяк команды - около двадцати человек. А чтобы стать полноправным членом клуба "Off Road Master", необходимо пройти не менее трех экспедиций. В экстремальных условиях человек быстро проявляет себя. А потому в клубе нет случайных людей.
К нам приходит много желающих отправиться в трофи-рейд, но берем мы далеко не всех. Отбор довольно жесткий, это диктуется экстремальными условиями экспедиции. Многих привлекает лишь одна сторона медали: яркие наклейки на автомобилях, флаги победы и брызги шампанского при триумфальном въезде в город, внимание прессы и прочая внешняя атрибутика. Обратная сторона медали - это холод, грязь, броды, топи, гнус, непролазные чащи, опасные перевалы. Это тяжелый труд: вытаскивание из трясины джипа вручную, вырубка просеки в непролазной тайге, ночной ремонт в отсутствие необходимых запчастей. Многие просто переоценивают свои возможности.
Для экспедиции необходима безупречная подготовка: одежда, обувь, продукты питания, техника, спецоборудование, медикаменты, запас топлива. Автомобиль - только внедорожник.
Затем новичок проверяется на отборочных турах, где ему предстоит выполнить определенный перечень сложных заданий по управлению автомобилем, ориентированию на местности и т. д. Первый этап экспедиции обязательно внекатегорийный, "асфальтовый". Это позволяет в деле проверить, как подготовлены люди и техника. Те, кто не готов к серьезным испытаниям, возвращаются назад. Многие изначально настраиваются только на первый этап, но они оказывают существенную помощь основному составу команды: везут необходимое оборудование, запас продуктов.
- А если человек в пути заболеет? Например, укусил клещ.
- К счастью, серьезных заболеваний, опасных для жизни, у нас не было. В тайге клещи кусают чуть ли не каждый день - энцефалит никто не подхватил, Бог миловал. Мы уже заметили, что когда отправляемся в экспедицию, то перестаем болеть. Вероятно, организм настраивается на экстремальные условия и мобилизует свои возможности. К тому же одним из условий участия в трофи-рейде является стандартный набор профилактических прививок.
Так сложилось, что в команде нет профессионального врача. Однако любой ветеран "Сибирского марафона" способен оказать первую необходимую помощь. Когда дело доходит до опасных участков, мы принимаем решение, кто будет их преодолевать. Жизнью и здоровьем новичков не рискуем, как и не лезем напролом. Залогом принятия верного решения служат профессионализм и опыт "стариков".
- Казалось бы, спорт и алкоголь несовместимы?
- Без водки в экспедиции никак невозможно. Труд адский, постоянный стресс. Необходимо расслабляться. Но мы не злоупотребляем. В экстремальных условиях это просто не получается: сколько бы ни выпил, остаешься трезвым. Бывает, что и за рулем едем под градусом, но только в глухих местах. И никаких происшествий, неприятностей из-за алкоголя никогда не случалось. Опять же в экстремальных условиях организм настолько адаптирован, что его не берут ни болезни, ни водка.
Напоследок я задал Игорю философский вопрос: "А зачем это все тебе надо?"
Он честно ответил:
- Я не знаю. Рационально этого не объяснишь. Это - как страсть. Неуемная страсть к путешествиям, к приключениям.