КАК ОСТАНОВИТЬ "ВОЙНУ" НА ДОРОГАХ?
Пятьдесят восьмая сессия Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций констатировала, что мировое сообщество испытывает кризис в области обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах. Сегодня этот вопрос не может не волновать каждого, потому что мы все ежедневно рискуем стать жертвами дорожно-транспортного происшествия.
Наша газета неоднократно публиковала статистические данные о росте ДТП на дорогах России, но все же повторюсь: в прошлом году мы отнесли на кладбище ни много ни мало 35 604 человека - это только по учету ГИБДД, статистика Минздрава обнародовала еще большую цифру - порядка 41 000 человек. Другими словами, на автомагистралях Российской Федерации ежедневно гибнет более 100 человек!
При этом москвичи и жители области подвергаются опасности, пожалуй, больше других. На заседании Московской областной Думы, состоявшемся в начале июля на Старой площади, начальник управления ГИБДД Московской области Сергей Сергеев доложил оперативную обстановку на подмосковных дорогах, которая сегодня стала уже катастрофической. Обратимся к цифрам: каждые 30 минут совершается ДТП, в котором страдают люди; каждые 40 минут совершается ДТП с травматическим исходом; каждые 2 часа совершается ДТП со смертельным исходом. За первые 5 месяцев 2004 года в Московской области совершено 5600 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло порядка 1100 человек, 7000 получили травмы.
Причины традиционны: в условиях высокой плотности потока автомобилей и ставшей уже недопустимой интенсивности движения на радиальных выходах из столицы водители практически перестали соблюдать Правила дорожного движения (ПДД). Цифры? Пожалуйста: каждое шестое ДТП совершено водителем в нетрезвом состоянии; каждое восьмое -пьяным автолюбителем. В прошлом году задержано 53 тысячи пьяных за рулем, в текущем году - уже более 30 тысяч. Мы, что же, и по этим показателям хотим быть "впереди планеты всей"?
Каким образом караются нарушения ПДД? Штраф за проезд на красный свет равен штрафу за безбилетный проезд в общественном транспорте! Красноречиво? Весьма! Причем по статистике оплачивает даже оформленное в установленном порядке взыскание только каждый восьмой водитель. Остальные не беспокоятся на сей счет. Отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях механизма контроля за исполнением наказания приводит к тому, что выхолащивается основополагающий принцип любого законодательства - принцип его неотвратимости. При этом исполнение наказания за нарушение Правил дорожного движения возложено на судебных приставов. Статистика свидетельствует, что сегодня расходы на их содержание в 3 раза превышают эффект от их деятельности, при этом областной бюджет ежегодно недополучает огромную сумму денег от неуплаченных штрафов (в скобках замечу, что то же можно сказать и про бюджеты других регионов). А между тем эти средства могли бы пойти на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог.
Кроме судебных приставов, дела об административных правонарушениях разбирают еще мировые судьи. Практика подобных разбирательств за последний год показала, что нарушение ПДД у нас преступлением просто не считается: в 2003 году только 15% из тех, кого следовало подвергнуть этому наказанию, лишены права управления автомобилем. За 5 месяцев текущего года эта цифра составила только 4000 -при том, что в Московской области зарегистрировано 1 млн. 600 тысяч автомобилей. За нарушения, повлекшие за собой тяжкие последствия, мировые судьи нередко присуждают штрафы в размере 50 рублей. Два года в одном из районов Московской области длился суд над преступником, насмерть задавившим человека. В результате разбирательства дела мировым судьей мера пресечения составила... 1, 5 года условно.
Положение усугубляется еще и тем, что автомобильные дороги не соответствуют элементарным требованиям безопасности: на автомагистралях за редким исключением отсутствуют осевые барьерные ограждения, предотвращающие выезд на встречную полосу движения, нет наружного освещения, развязок в разных уровнях, пешеходных переходов, до сих пор не везде нанесена разметка. В отношении 170 светофоров на дорогах области отсутствует финансирование со стороны федеральных структур. Стихийное развитие рынка в нашей стране привело к тому, что из-за рекламных щитов передвигаться по автотрассам стало уже просто опасно: они нередко закрывают дорожные знаки, светофоры, а иногда и вообще располагаются с ними на одной опоре.
Много нерешенных вопросов в области автоперевозок. В частности, отсутствует система контроля за режимом работы и отдыха водителей, то есть не выполняется элементарное требование охраны труда. Техническое состояние транспорта часто неудовлетворительно.
Кроме того, сегодня обеспеченность ГИБДД техническими средствами составляет всего 47% от необходимого. Не хватает людей, машин, других технических средств. Да и зарплата у инспекторов куда как невысока. Профессия эта не считается в обществе ни престижной, ни уважаемой.
Что же предпринимается государством для того, чтобы если не исправить, то хотя бы несколько смягчить сложившееся положение? Сегодня мы вынуждены констатировать: практически ничего. Нет ни федеральной целевой программы, направленной на обеспечение безопасности граждан на российских дорогах, ни тем более средств на ее реализацию. Ведь если государство хочет навести порядок в той или иной сфере, то оно элементарно выделяет на это деньги. Примеров тому много.
И все же сегодня в порядке поправок к действующему законодательству можно сделать многое. Безусловно, необходимо пересмотреть наказания за нарушения Правил дорожного движения - увеличить штрафы, предусмотреть другие меры ответственности. Сегодня такая мера пресечения, как предупреждение, должна применяться скорее как исключение, а не как правило. Красноречив пример: закон не предусматривает никакой более серьезной ответственности за причинение вреда средней тяжести здоровью, чем возмещение этого вреда. Другими словами, за перелом ног, ребер и пр., если у пострадавшего не обнаружена гематома, виновный другой, кроме материальной, ответственности не несет.
В Европе, скажем, штрафы очень высоки. Кроме того, за нарушение Правил дорожного движения предусмотрена такая мера пресечения, как лишение свободы на срок до 15 суток.
А ведь заставить нарушителей платить штрафы очень просто: необходимо изымать водительские права вплоть до уплаты взыскания в Сбербанке. За неоднократные нарушения Правил дорожного движения ответственность должна возрастать. В действующем Кодексе об административных правонарушениях такого положения нет. Между тем подобная практика существует за рубежом, и весьма действенна.
В текущем году резко возросло количество отказов нарушителей от медицинского освидетельствования по поводу содержания алкоголя в крови: если в 2000 году это было 2000 человек, в 2003 году - 12 000, то за 5 месяцев текущего года их количество достигло уже 7000 человек. При этом мировые судьи неохотно выносят обвинительные заключения, тем самым способствуя развалу дела. Это -с одной стороны. С другой -обучение автолюбителей сегодня не выдерживает никакой критики: количество учебных часов, отведенных на вождение, ничтожно мало, техническое оснащение автошкол заставляет желать лучшего. Налицо и результат: каждое четвертое ДТП совершается водителем со стажем до 3 лет, 40% ДТП - со стажем до 1 года. Эта система нуждается в упорядочении и элементарном контроле со стороны компетентных органов.
В части автоперевозок необходимо создавать систему лицензирования и допуска к работе автобусов, используемых для перевозки пассажиров, соблюдать правила техники безопасности и охраны труда водителей. Причем делать это должен каждый автоперевозчик.
Сегодня с прискорбием необходимо констатировать, что часто на дорогах гибнут наши дети. А почему? В современной школьной программе, одобренной, кстати, Минобразования, количество занятий, отведенных на изучение Правил дорожного движения, составляет целых... 4 часа в год! Это, конечно, ничтожно мало.
Да и дисциплина современных водителей такова, что они не притормаживают около школ, в которых не учатся их дети, если на дороге не установлен "лежачий полицейский". Кстати, на это весьма действенное средство снижения скорости до сих пор не разработан государственный стандарт.
Самое страшное заключается в том, что в обществе пока отсутствует отрицательная оценка поведения нарушителей на дорогах.
Необходимо создавать специальные центры по проблемам организации дорожного движения, считает Сергей Сергеев. Управление ГИБДД
Московской области вышло с инициативой в Министерство транспорта РФ, и сегодня разрабатывается совместная концепция таких центров. Кроме того, областное управление ГИБДД выступило с инициативой создания ассоциаций с учебными заведениями, транспортными предприятиями и пр., чтобы поднять эту работу на качественно новую высоту.
Еще вчера назрела необходимость реконструкции федеральных автомобильных дорог. Среднесуточная интенсивность движения, например, на Ярославском шоссе составляет сегодня 67 тысяч автомобилей в сутки при расчетной величине 14 тысяч. То же на Щелковском, Волоколамском, Можайском шоссе.
Сергей Сергеев обратился к депутатам Московской областной Думы с призывом потребовать от правительства страны коренной реконструкции федеральных трасс, создания целевой программы по проблемам безопасности дорожного движения.
Кроме того, на заседании Московской областной Думы было подчеркнуто, что то, что можно сделать без помощи федерального центра, необходимо делать. Так, например, первые десять дней сентября около каждой из 1, 5 тысячи подмосковных школ будет дежурить инспектор ГИБДД.
Хочется подчеркнуть, что доклад начальника управления ГИБДД Московской области вызвал бурную реакцию депутатов. Равнодушных в зале не было. По итогам прений сформулировано такое решение: все прозвучавшие предложения внести в виде законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Наталья АЛХИМОВА, автодорожный обозреватель "ТР".
***
А В ЭТО ВРЕМЯ...
Жестче наказывать недобросовестных водителей призывают депутаты Мособлдумы. Подмосковные парламентарии стали недавно инициаторами изменения Кодекса об административных правонарушениях.
В настоящее время нарушителям Правил дорожного движения, которые покалечили пешеходов, грозит лишение прав на срок от шести месяцев до одного года и штраф от 10 до 20 МРОТ. Сотрудники региональной ГИБДД считают, что подобное наказание слишком мягкое и водители все чаще нарушают дисциплину.
Народные избранники считают, что средняя тяжесть вреда здоровью потерпевшего должна компенсироваться большей суммой штрафа (от 15 до 20 МРОТ) и "отлучением" от авто на два года. Сейчас законодательная инициатива областных парламентариев внесена на рассмотрение Госдумы.
Сергей ОРЛОВ.