Информация к размышлению
Каждый девятый литр бензина, который продается на украинских АЗС, не соответствует стандартам качества
Если у водителя сохранился чек с заправки, где ему продали плохое горючее, он может обратиться с жалобой в местный орган по защите прав потребителей.
То, что наши дороги не способствуют сохранению автомобиля в исправности, известно давно. Однако любимая машина подвергается вредному воздействию не только снаружи, но и изнутри. Довольно часто автомобилистам, пригнавшим новенькую иномарку на станцию техобслуживания, приходится слышать горькие слова: "Причиной неисправности вашей машины является некачественный бензин".
Даже в столице на заправках часто реализуют плохое топливо
К сожалению, производство некачественного топлива - явление в нашей стране весьма распространенное. Об этом можно судить хотя бы по количеству подпольных нефтеперерабатывающих заводов, которые обнаруживает налоговая милиция.
В прошлом году Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики проводил проверку бензина на всей территории Украины. Выяснилось, что качественное топливо на наших заправках приобрести довольно трудно. На 532 из 696 проинспектированных автозаправочных станций выявлены нарушения. А из 14,8 млн. л проверенного бензина 1,6 млн. л были забракованы и сняты с реализации. Получается, что каждый девятый литр горючего не отвечает требованиям стандартов, пишет "ФиК".
Даже в Киеве, где, казалось бы, и контрольные органы поближе, и конкуренция жестче, чем в провинции, запросто могут продать на АЗС некачественный бензин. Не так давно были опубликованы результаты проверки, проведенной Киевским управлением по борьбе с экономической преступностью. Экспертиза показала, что из 50 проверенных АЗС на трех торговали некачественным горючим.На одной заправке содержание бензола в бензине марки А-95 в пять раз превышало норму. На другой топливо сразу трех марок - А-95, А-92 и А-80 было разведено, соответственно, в четыре, три и два раза. Также закрыта еще одна АЗС, на которой торговали разведенным бензином. Кроме того, колонки на ней были не оттарированы - на каждых десяти литрах недолив составлял 0,1 л.
При этом, как утверждают специалисты Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики, нефтеперерабатывающие заводы, которые поставляют горючее на украинский рынок, выпускают вполне качественную продукцию. Однако по дороге к покупателю топливо проходит через руки большого количества посредников, которые смешивают его с некачественным, но зато дешевым "самодельным" бензином. Полученная смесь (на водительском жаргоне - "бадяга") поступает на АЗС и заливается в баки автомобиля, нанося огромный ущерб экологии и здоровью людей. Зато недобросовестные предприниматели получают сверхприбыль.
Причем выявить людей, которые "бадяжат" бензин, очень, непросто, поскольку на заправках, как правило, нет нужных для этого документов. Из каждых 100 заправок на 44 проверяющим не удалось обнаружить необходимых сопроводительных бумаг на бензин. Таким образом, происхождение данного топлива практически невозможно установить.
Самые распространенные нарушения, обнаруженные специалистами на бензоколонках, - несоответствие октанового числа бензина, повышенная концентрация в нем серы и ароматических углеводородов (в первую очередь - бензола), а также недолив. Если вам налили в бак 20 л бензина, то недолив не может превышать 50 мл.
Что касается октанового числа, то выгода от его занижения очевидна: 1 л бензина марки А-92 дешевле литра А-95 на 20-30 коп. Поэтому, заменив им более высокооктановый бензин, дельцы неплохо зарабатывают даже без прочих ухищрений.
Несоответствие химического состава топлива требованиям стандарта встречается на АЗС очень часто. Изменения необходимы "бадяжникам" для того, чтобы повысить октановое число некачественного бензина. К сожалению, вещества, которые используются для этого, весьма небезобидны.
При сгорании, например, бензола в двигателе автомобиля образуется газ бензопирен. Он является сильным канцерогеном. Поэтому содержание бензола в бензинах жестко регламентируется стандартами. Между тем, в "бадяжном" бензине концентрация бензола всегда завышена. Причем в некоторых случаях - весьма существенно. Так, на одной из АЗС Кривого Рога был изъят бензин, в котором массовая доля бензола была завышена в 4-5 раз.
Другое вещество, содержание которого часто бывает завышено в некачественном бензине - сера. Она как раз и является основной причиной поломок двигателей. От ее сгорания на внутренних стенках двигателя образуется нагар, из-за чего уменьшается объем камеры сгорания. Это приводит к снижению мощности двигателя и затем к выходу его из строя. Заметим, что, по данным, полученным в ходе проверок, содержание серы бывает превышено в бензине очень существенно. На некоторых АЗС - в восемь раз.
Ну и, конечно, огромной популярностью у торговцев, желающих получить больше прибыли, пользуется недолив. Согласно государственному стандарту, допустимая погрешность отмеривания нефтепродуктов равна 0,25% (то есть если вам налили в бак 20 л бензина, то недолив не может превышать 50 мл). Однако далеко не всегда это правило выдерживается. Проверки показали, что на некоторых бензоколонках водитель, покупая 20 л, недосчитывается 1,1 л бензина. Это, конечно, существенно пополняет кошелек недобросовестного торговца.
Специалисты рекомендуют не заправляться в разных местах, а выбрать "свою" АЗС.
***
"Палестинцы", "патриоты" и короли бензоколонок
Бензином в Харькове заправляются "палестинцы" и "патриоты". "Патриоты" всегда, вне зависимости от времени года, смены правительства или экономического кризиса, покупают бензин на одной АЗС, где качество топлива проверено годами и километрами. Как водится, "патриоты" подъезжают к АЗС на шикарных автомобилях и со снисходительной улыбкой декларируют свое основное водительское правило: "Дорогую машину дешевле заправлять дорогим бензином". Бедному такая мудреная сентенция не по карману, - у него диаметрально противоположное жизненное кредо: "Дешевую машину дешевле заправлять исключительно дешевым бензином". А где, на какой заправке, трассе или в какой подворотне найдется подозрительно дешевый бензин - не принципиально. Таких автолюбителей профессионалы с некоторых пор стали называть презрительно "палестинцами" - людьми, у которых нет родины, а точнее, преданности родной автозаправке.
"Палестинцы" и "патриоты" появились на харьковских дорогах с началом перестройки. До середины 80-х все автовладельцы были на одно лицо, поскольку покупали бензин исключительно на заправках "Харьковнефтепродукта", тогдашнего монополиста на региональном бензиновом рынке. В 1978 г. на весь Советский Союз было 2400 АЗС, на всю Японию - 44 тыс. АЗС.
Со временем ситуация изменилась, у "Харьковнефтепродукта" появились конкуренты. Сегодня в одной Украине АЗС больше, чем в бывшем СССР. Недолгое время на харьковском бензиновом рынке наблюдалось приятное затишье. Бизнесмены средней руки открывали АЗС на выездах из города, окружных разъездах и автомобильных трассах, извлекая немалые прибыли и имея в своем активе не больше 2-3-х заправок. Гром грянул, когда в Харьков, вытаптывая средний бизнес своих местных коллег, ворвались российские гости: "ЛУКОЙЛ", Тюменская нефтяная компания, или ТНК. Операция по пересадке "ЛУКОЙЛа" на харьковский рынок прошла безболезненно, чего не скажешь о внедрении ТНК. Ее продвижение на украинский рынок связывают с переходом, точнее - переездом, Виктора Черномырдина в здание российского посольства в Киеве, пишет газета "Пятница".
Тем временем ТНК и "ЛУКОЙЛ" предложили харьковчанам работать по новой системе "джобберская программа". Суть ее состоит в том, что непосредственные хозяева АЗС подписывают договор, согласно которому поставщик (в данном случае, "ЛУКОЙЛ" и ТНК) снабжает автозаправки только собственными нефтепродуктами, а владельцы АЗС, в свою очередь, обязуются соответствовать стандартам поставщика по техническим характеристикам и внешнему виду. Доходы распределяет компания-поставщик. Последний пункт не очень устраивал независимых харьковских владельцев АЗС, поскольку лишал их финансовой самостоятельности. Год назад эта компания резко снизила цены на бензин, видя упорное нежелание харьковчан переходить под флаги ТНК. Десятки мелких владельцев АЗС разорились, а потом ТНК снова выровняла цены до прежнего уровня.
"Последние три года происходит укрупнение капитала. На харьковский рынок пришли такие монстры, как ТНК, "ЛУКОЙЛ", АВИАС, что привело к снижению товарооборота у независимых владельцев. "В прошлом году, когда ТНК проводила несколько нереальных скидок, и весь харьковский регион торговал с убытком, в ответ была создана Ассоциация независимых владельцев АЗС", - говорит председатель этой общественной организации Вадим Фомин. Он называет харьковский бензиновый рынок уникальным. Почему? Потому что есть одно небольшое, но принципиальное отличие бензинового Харькова от других городов. В регионах Украины практически все АЗС принадлежат двум-трем гигантам, и только в Харькове в жесткой конкурентной борьбе с крупным бизнесом сумели выстоять бизнесмены средней руки, владеющие двумя-тремя АЗС.
Потребительский спрос на бензин в Харькове постоянно растет, поскольку требуется он и собственному автопарку, и заезжему - в городе находится развязка мощных автомобильных маршрутов. Через Харьков проходят крупнейшие магистрали с интенсивностью движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки: Москва - Белгород - Харьков - Запорожье - Симферополь и Киев - Харьков -Красный Луч -. Ростов-на-Дону. Основная часть всех АЗС (от 40% до 60%) расположена на выездах из города, окружных разъездах и автомобильных трассах, причем в последнее время их количество увеличивается в арифметической прогрессии. Власти и предприниматели прекрасно осознают привлекательность топливного рынка и делают все возможное, чтобы извлечь из этого максимальную прибыль. В рейтинге перспективности бензинового рынка Харьков прочно удерживает 4-е место в Украине после Донецкой, Львовской и Киевской областей.
1. Приемчики харьковских колотильщиков
Но есть у харьковчан и золотая медаль, правда, за сомнительные достижения. После одной из киевских проверок выяснилось, что самая неблагоприятная бензиновая ситуация складывается в Харькове. 40% нефтепродуктов, продаваемых на АЗС города, оказались "бадяжными". Харьковские колотилыдики признаны самыми профессиональными специалистами в стране по превращению низкооктанового горючего в высокооктан. По уровню профессионализма они определили даже общепризнанных украинских лидеров бадяжного рынка - колотильщиков Крыма и Николаева.
"Я розумiю, що не директори там калатають. Це виконавцi там калатають, - заявил на пресс-конференции начальник Харьковской областной налоговой администрации Александр Бандурка, по предварительным результатам операции "Нефть" обнародовавший случаи подмены 95-го бензина 76-м. - Харькiвяни мало подають в суд позовiв за обман. Якби наслухався реклами, пiшов би в iнститут Бокарiуса, вiднiс канiстру бензину, зробили аналiз - i в суд".
Испытательная лаборатория нефтепродуктов "СБМ-плюс", конечно, не институт Бокариуса, но и здесь точно знают, как можно забадяжить низкоотановый бензин. Оказывается, с помощью присадок - химических веществ, позволяющих сделать из 76-го бензина 92-й, а из 92-го - 95-й. Арифметика простая: чем выше октановое число в бензине, тем выше его цена. Руководитель лаборатории Марина Бурова сетует на то, что "присадки, повышающие октановое число, стали доступны. Они могут покупаться не только большими нефтеперерабатывающими заводами, но и частными предпринимателями. Это открывает возможности для самостоятельного изготовления бензина в кустарных условиях. Отсюда ноги растут у миллионов канистр с бадяжным бензином".
Кроме присадок, Марина Бурова отмечает еще одну проблему - смешивание разных марок бензина (по умолчанию). Сейчас в Украине выпускается бензин по двум нормативным документам: с традиционной маркировкой А-76, А-92 и т.д., а также этилсодержащий бензин, который маркируется двумя буквами: ЭК. Так вот, категорически запрещается заливать в резервуары нефтебаз, автозаправок и - внимание! - баков автомобилей разные марки бензина (традиционный и этилсодержащий), если они предварительно не зачищены от подтоварной воды и мертвого осадка. "Необходимо информировать потребителя, какую марку бензина предлагает та или иная заправка, - считает Марина Бурова. - Случаи, которые происходили по незнанию автомобилистами этой информации, приводили к полной остановке двигателя, потому что при смешении этих бензинов выпадает некая желеобразная масса.Такая информация обязательно должна быть доведена в рекламном табло АЗС. И только тогда потребитель будет точно знать, на какой АЗС ему заправляться".
Чтобы избежать мелких неприятностей с двигателем, в лучшем случае, и полной его остановки, в худшем, специалисты советуют заправляться на АЗС, которые отвечают за качество горючего своим именем. Поэтому, по мнению экспертов, лучше заправляться на брендовых АЗС.
Кстати, на них приезжают фактически все дорогие автомобили, которые не заливают в бак что попало и которые, как мы уже знаем, называются "патриотами" (в противовес "палестинцам").
В арсенале владельцев 177-ти харьковских АЗС, кроме получения доходов за счет бадяжного бензина (что особо актуально в условиях фиксированной ставки на 95-й бензин в размере 2,90 грн.) существует еще один способ выживания, именуемый "компьютерное мошенничество". Этот метод недолива дорогостоящий, но надежный, и применяется даже на современных АЗС, позволяя недоливать литр бензина на каждых десяти литрах горючего. На АЗС, где точность отпуска бензина контролируется компьютером, владельцы покупают "усовершенствованное" компьютерное обеспечение, с помощью которого варьируется недолив.
2. Бензин как двигатель политики
Итак, уникальность бензинового рынка в Харькове определяется тремя условиями.
1. Относительно мирным сосуществованием монстров бензинового рынка с мелкими владельцами АЗС, имеющими в своем запасе две-три АЗС.
2. Территориальной привлекательностью Харькова как центра развязки автомобильных дорог.
3. Высочайшим уровнем "колотильного" мастерства в области превращения низкооктана в высокооктан.
Проблемы бензинового рынка специалисты склонны относить не столько к экономике, сколько к политике. Может быть, именно поэтому все нефтекризисы болезненно воспринимаются наверху, да и контролируются сверху.По данным общественного опроса, проведенного 15 июня, 88% жителей Украины ощутили негативные последствия резкого повышения цен на бензин. 68% озаботились ростом цен на питание и одежду, а 95% считают, что виновато во всем правительство. Но до тех пор, пока бензин будет продуктом политическим, короли бензоколонок будут оставаться чуть-чуть стратегами, чуть-чуть бизнесменами и, конечно, по-своему чуть-чуть политиками.