ПОРА КРУТИТЬ ПЕДАЛИ
Обуздать аппетиты "бензиновьгх^королей" можно только употребив власть
Цены на бензин уже неоднократно повышались почти во всех регионах России, в том числе, разумеется, в Москве и Подмосковье. За последнюю неделю горючее здесь в среднем подорожало на полпроцента. Впрочем, "средняя" цена на бензин сродни средней температуре по больнице. Если, скажем, на АЗС вблизи города Лыткарино Люберецкого района литр 92-го стоит 13, 5 рубля, то в Химках он уже пересек рубеж в 14 рублей, а в самой столице приблизился к отметке в 15 рублей. По мнению экспертов -это только начало. В ближайшие месяцы цены на бензин могут вырасти на 10-20 % (по мнению наиболее пессимистично настроенных -на 30 %). Что, в свою очередь, может вызвать подорожание всего и вся.
Первопричиной считается рост мировых цен на "черное золото" , а также повышение налогов на добычу полезных ископаемых и индексация на 8 процентов акцизов на нефтепродукты.
Если бы цены на мировом рынке падали, то подорожание бензина, очевидно, связывали бы с этим фактором.
Обосновать, как мы знаем, можно все и вся. Например, говорят, что рост цен на горючее связан с началом посевной. Возможно, это каким-то образом касается дизельного топлива, но лично мне неизвестна ни одна марка трактора, который бы заправлялся бензином.
Слова, слова... На деле обуздать аппетиты "бензиновых королей" можно только используя пресловутый "административный ресурс".
Напомним, что после встречи Владимира Путина и главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова в декабре прошлого года компания немедленно снизила розничные цены на своих заправках на 5 %. Чуть позже "добровольно" снизили цены "Сибнефть" и "ТНК-ВР". По стране уже прокатились акции протеста автотранспортников, которые проводились по призыву Общероссийского профсоюза работников автомобильного и дорожного хозяйства, ряда других общественных организаций. Автомобилисты требовали от властей остановить рост цен на топливо и создать механизмы государственного контроля в этой сфере. В Хабаровске, Санкт-Петербурге, Архангельске и ряде других городов люди вышли на улицы с лозунгами: "Нет росту цен на топливо!". "Правительство! Наведи порядок с ценами на ГСМ" , "Цены на бензин растут, а население нищает". Это в основном были водители-профессионалы, которые протестовали организованно. А если к ним присоединятся автолюбители? Как народ протестовал против "монетизации" , помните?
Наконец, проблемой армии потребителей горючего озаботились наши избранники. 13 апреля в Госдуме на "Парламентском часе" среди прочих обсуждался вопрос о снижении цен на топливо. Власть законодательная заслушала представителей власти исполнительной.
По словам замминистра промышленности и энергетики Ивана Матерова, цены на бензин с начала года выросли в среднем на 1, 2 %, на дизельное топливо -на 5, 6 %. С марта же 2004 года по март 2005 года цены на бензин прыгнули на 32 %, на дизтоплива - на 57 %. Это при росте потребительских цен на 14 %. Как заявил замминистра, в этой ситуации эффективными окажутся только антимонопольные меры.
А в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в растущих ценах на бензин винят нефтяные компании, поделившие внутренний рынок и задирающие цены. ФАС неоднократно заводила на нефтяников дела, обвиняя их в картельном сговоре и злоупотреблении доминирующим положением. И даже несколько дел антимонопольной службе удалось выиграть. Однако по действующему законодательству штрафы за картельный сговор составляют гроши, и нефтяные компании не боятся вновь завышать розничные цены. Об этом говорилось в прошлом году, говорится и сейчас...
Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая перед депутатами, по сути, вновь только констатировал наличие в стране картельных сговоров между крупными производителями горючего в ценовой политике. Его сообщение, что по результатам судебных процессов с "бензокоролей" за первый квартал с. г. было взыскано 100 млн. руб. (за весь 2004 год - 20 млн. руб. ) мало утешает - это мелочь на фоне многомиллиардных прибылей нефтяных компаний. Самый радикальный способ решения проблемы роста цен на нефтепродукты и борьбы с компаниями - участниками "сговора" предложил депутат Валентин Варенников ("Родина") - "отобрать у этих компаний то, что им фактически дали задарма".
При всей привлекательности данного предложения все же будем помнить, что радикализм не всегда приемлем - мы в этом не раз убеждались. Но факт: что-то делать надо. Поэтому не исключено, что в ближайшее время Дума вынесет на обсуждение закон о регулировании цен на нефтепродукты. Правда, пока его примут, ценники на АЗС будут меняться изо дня в день. Так что подумаете о том - не пора ли пересесть на велосипед.