ЛИЦОМ К ГОРОДУ
Эта зима, безусловно, была очень трудной. Но коммунальные службы были готовы к борьбе со стихией. И если бы москвичи хотя бы прислушивались и выполняли просьбы коммунальщиков, а не создавали им дополнительные трудности и проблемы, убирать город можно было бы намного быстрее и легче. Так считает мэр столицы Юрий ЛУЖКОВ, который принял участие в очередной телепередаче.
Корреспондент: Даже в марте в Москве продолжаются снегопады. Природа бьет все снежные рекорды. Но коммунальщики справляются со стихией. На снежном фронте сражается целая армада техники - свыше 7 тысяч единиц.
Юрий Лужков: Да, мы с уборкой улиц не допускаем чрезвычайных ситуаций. Такого приличного уровня организации работ, такой системы, как в Москве, такого количества техники нет ни у одной столицы мира. Но несмотря на это, при всех сложностях многие вопросы нужно решать более организованно. Например, проблема с автомобилями, которые мешают уборке снега. Принято решение, о котором наши коммунальные службы забыли, по четным дням оставлять свободной четную сторону домов на улицах для уборки, а по нечетным - нечетную сторону. Это дает возможность по крайней мере один раз в два дня убирать магистрали как положено. Поэтому вместе с требовательностью к коммунальным службам нужно, чтобы они заставили власть решать вопросы, которые позволяют эффективно работать коммунальной службе. Этого нет. За что я резко критикую эти службы.
Вопрос: Слышал, будут штрафовать автовладельцев, которые паркуют свои транспортные средства во дворах домов. Так ли это?
Юрий Лужков: Этого не планируется делать, да это было бы и неправильно. Это домыслы. Правда, есть случаи, когда водители, например, ставят машину на трамвайных путях и уходят в магазин. В этих случаях штрафа не избежать.
Вопрос: Не считаете ли вы, что стоит вернуться к лицензированию организаций жилищно-коммунального хозяйства?
Юрий Лужков: Обязательно нужно вернуться. Это входит в противоречие с теми тенденциями, которые сегодня нам Министерство экономики предлагает. Безусловно, многие сферы нашей деятельности должны быть объектом лицензирования. Причем во внимание нужно брать опыт, навыки, организацию и технику для выполнения работы, за которую ты берешься.
Корр. : Глядя на многоэтажное здание на улице Маршала Федоренко, 14, трудно представить, что это ведомственное общежитие разорившегося ведомственного предприятия, построенное более 30 лет назад, ни разу бывшим хозяином не ремонтировалось. На средства города и префектуры государственное унитарное предприятие "Жилищник-1" всего за семь месяцев без отселения жильцов провело здесь капитальный ремонт и полностью заменило все инженерные сети, электропроводку, кровлю, установило стеклопакеты, лифты, провело полную отделку квартир, заменило сантехнику, утеплило фасад, установило систему видеонаблюдения и домофоны. Дом стал как новый. И в таком виде это общежитие город заберет в свой муниципальный фонд.
Но в городе еще осталось порядка 1300 строений, принадлежащие различным ведомствам, которые не способны содержать принадлежащее им жилье. И люди продолжат там не жить, а выживать. Поэтому в целях улучшения содержания ведомственных домов столица продолжает их приводить в порядок и, к великой радости жильцов, брать в собственность города. В Москве на сегодня более 11 процентов ветхих зданий, износ которых достиг предела проживания в них, - более 61 процента. Они подлежат сносу или капитальному ремонту по городской программе реконструкции ветхого жилья.
Есть "хрущевки" определенных серий, которые сносят. Но есть и пятиэтажки, которые реконструируют по новому методу. Строители приподнимают и утепляют фундамент, достраивают этажи, меняют фасад, устанавливают новые лифты. Квартиры перестраиваются в самые современные. В такие дома переезжают жители ближайшей пятиэтажки. А из нее начнут возводить такое же 8-этажное здание. Подобная реконструкция старых пятиэтажек позволяет городу и землю экономить в сложившихся районах столицы, и предоставлять москвичам комфортабельное жилье в том же микрорайоне.
Юрий Лужков: У нас есть три категории таких домов. Одни реконструируются за счет инвестиционных программ. Они расположены в хорошем месте, между домами большое пространство. Привел в порядок первый дом, можно поставить на месте остальных еще пару. Инвесторы охотно занимаются такими строениями, среди них мы проводим конкурсы. Идет и работа с жильцами. Показываем им, что они получают в результате реконструкции. Другой класс таких домов, это когда рентабельность близка к нулю. Тогда мы даем льготы инвесторам, выделяем дополнительную землю. Если они начинают эту работу, то получается польза для москвичей.
И не очень обременительно для нас. Третьи - это дома, которые расположены в таких районах, которые инвесторам неинтересны. Тогда город берет на себя затраты на ремонт или реконструкцию. Из пяти миллионов квадратных метров жилья, которые мы строим заново, около миллиона такие дома.
Вопрос: По вступившему в силу Жилищному кодексу жителям пятиэтажных домов не будут выдаваться новые квартиры, а будут выплачиваться денежные компенсации. Как этот вопрос будет решаться в Москве?
Юрий Лужков: Иначе. Мы не хотим отказываться от тех принципов, которые москвичи принимают и которые являются более приемлемыми и человечными. Я не понимаю, почему Жилищный кодекс должен ограничить наше право и наши возможности предоставить квартиру семье, проживающей в пятиэтажке с немыслимыми условиями жизни?
Думаю, что Жилищный кодекс мы обсудим на одной из следующих встреч, расскажем подробно москвичам, как будем его исполнять. В нем есть, как говорится, правильные вещи. Например, запрещена перепланировка квартир без согласия соответствующих организаций. Если кто-то самовольно будет ее проводить, то он понесет очень серьезное наказание по закону, принятому Мосгордумой. Мне приятно, что Жилищный кодекс эту норму усилил. Но в кодексе есть вопросы, которые нас не устраивают. Например, вопрос, связанный с выделением жилплощади детям-сиротам, которые заканчивают интернат. В Москве все они получают квартиру и обязательно устраиваются на работу. Сегодня по Жилищному кодексу мы не имеем права этого делать. Мы это будем делать.
Вопрос: Хотелось бы знать, как вы оцениваете организацию работ по отведению талых вод в Москве, в частности в подземных туннелях.
Юрий Лужков: Эта работа в Москве организована довольно прилично. Неочищенные стоки проходят нормальную очистку в современной и эффективной системе, которая работает очень хорошо. Проблемы так называемой ливневки сегодня заключаются в том, что плохо чистит наша организация Мосводосток коммуникации, туннели, трубы. Летом были случаи, когда из-за того, что так плохо проводилась эта работа, в некоторых туннелях и низинах скапливалась вода. И для автомобилей и людей движение осложнялось. Мы это дело поправляем. Я уволил предыдущего руководителя Мосводостока, и сразу дело пошло лучше. Потому что этим нужно заниматься каждый день, тогда зона надежности этой системы повышается.
Корр. : В бумажном варианте концепция монетизации льгот представлялась благой по посылу, местами спорной и уж точно не универсальной. И даже когда пробил час ее воплощения, вопросов не убавилось. Даже несложные расчеты показали, многим получателям льгот приказано стать беднее. Новая фаза реформы государственно-административной системы для столицы стала очередным испытанием на прочность. Ныне у города отбирают право собственности на вузы, больницы и поликлиники федерального подчинения. Кроме того, столичные власти обязали передать под федеральную юрисдикцию здания ЗАГСов и отделов внутренних дел. Вложения, которые город ранее осуществил, отремонтировав их, а нередко расширив или даже отстроив заново, возвращать никто не собирается. Невеселые прогнозы о будущих размерах социального пакета и компенсаций из федерального бюджета, к сожалению, полностью оправдались. Они даже оказались гораздо меньше, чем записано в законе.
По небезызвестному приказу Зурабова, который был издан совсем недавно, норма денег, которые идут на бесплатное лекарственное обеспечение одного льготника, составляет 197 рублей 50 копеек, хотя мы с вами знаем, что в социальном пакете, утвержденном 122-м законом, у нас идет 350 рублей на обеспечение бесплатными медикаментами. Как можно уместить то, что должно быть 350 руб. , - в 197 руб. 50 коп. , не понятно. О том, насколько концепция монетизации оказалась сырой, говорит следующий факт. Исключение городскими властями из снабжения лекарствами звена страховых фирм позволило сэкономить столичному бюджету один миллиард 500 миллионов рублей. Судя по заверениям известного федерального чиновника, столичные страховые фирмы еще возьмут свое.
Юрий Лужков: В нашей системе обеспечения льготников лекарствами нет места страховым фирмам, посредникам. Нас заставляли это сделать. Мы сказали, этого не будет в Москве. Наша система льготного обеспечения была сформирована еще в 1998 году, и она продолжает действовать. Потому что себя оправдала. Но мы не хотим, чтобы она была законсервированной. Сейчас я дал поручение провести серьезный анализ, мы ее будем развивать. Но основа у нас останется -прямые поставщики лекарств работают с городом. Поэтому лекарства в городе дешевле. Что касается названных в репортаже сумм. Лекарства нужно принимать больному человеку каждый день. А если ему дают вместо 350 рублей 197, то как ему лечиться? И что с ним будет?
Вопрос: При оформлении страховых случаев в рамках страхования автогражданской ответственности имеется много нюансов. Например, многие фирмы берут с водителей большие страховые деньги и при этом иногда отказываются выплачивать страховку. Вы не считаете, что правительство Москвы должно создать службу под своей эгидой, которая бы защищала права людей, а не страховых компаний?
Юрий Лужков: В Москве сейчас 3 миллиона 200 тысяч машин, принадлежащих автолюбителям. И общественные организации должны сказать свое слово по поводу автогражданки. Я по этой проблеме на первом этапе ее внедрения свое отношение высказал. Первое - это дополнительный вид налога, чего в стране быть не должно. Второе - это обдираловка. Занимаются этим вопросом в Государственной Думе, Мосгордуме. Но очень важно, чтобы свое веское слово сказали автолюбители, объединенные в общественные организации. Авто гражданка нужна, но когда она потребляет громадное количество денег, когда количество пунктов для реализации страховых случаев минимальное, когда установлен предельный уровень, выше которого автогражданка не работает, никакого смысла в такой автогражданке я не вижу.