Петербургские строители дорог объединяются в новый союз
Дорожное строительство - одна из финансово емких строк городского бюджета. Так было, так происходит сейчас и будет еще долгое время, пока мы - нет, не приведем дороги в порядок (латать асфальт можно бесконечно), а пока мы их не построим: качественно, с гарантией на долгие годы. До сих пор это в Петербурге получалось плохо, может быть потому, что заказчик был один - город, но у него не было достойного партнера в решении задачи. Таким партнером может стать только что созданная Ассоциация дорожно-строительных организаций Санкт-Петербурга.
Во-первых - объем, во-вторых - качество. Или наоборот
В государственном бюджете страны 2005 года на дорожное строительство выделена сумма, равная 7 миллиардам долларов. Казалось бы, цифра очень большая. Однако США и даже совсем невеликая по территории Япония ежегодно тратят в 15 раз больше. Спроецировав эти цифры и учтя наши бескрайние просторы, можно оценить потенциал российского рынка в этой сфере сегодня и в будущем. Если мы хотим жить по-человечески, дорожным строительством нам заниматься придется, и с каждым годом все в большем объеме.
Понятно, что когда расходуются такие деньги, очень хотелось бы, чтобы тратились они рационально, то есть, во-первых, чтобы на выделенную сумму было построено больше километров дороги, во-вторых, чтобы построена она была качественно. Так же известно, что "во-вторых" часто вступает в противоречие с "во-первых". Например, в Америке дорожное покрытие большей части магистралей имеет толщину два метра (со всеми его слоями: песком, щебнем, асфальтом и прочим). У нас, в климатических условиях Северо-Запада, желательно, чтобы толщина покрытия достигала хотя бы 140 сантиметров (чтобы перекрывался уровень промерзания почвы), но, как правило, недостаток средств - при сохранении объемов - приводит к тому, что дорожная конструкция получается в два раза тоньше.
В общем, хитростей в дорожном строительстве как будто немало, но все они специалистам хорошо известны. И технологии тоже известны. Поэтому конкуренция за подряды в сфере строительства дорог достаточно остра, и, казалось бы, у заказчика - государства есть прекрасные возможности для выбора.
Проблема выбора: заказчик один, подрядчиков много
На деле получается не совсем так. Заказчик один, подрядчиков много. Как выбрать из них лучшего? Разумеется, с помощью конкурсных процедур. Главный критерий для определения победителя в тендере - цена вопроса: государственные деньги, средства городского бюджета нужно беречь. В результате, какое бы качество работ ни предложил какой-то конкурсант, победит другой - тот, который заявит, что выполнит работы за меньшую сумму.
Опасность в таком подходе очевидна: качество может быть принесено в жертву сиюминутной экономии. Но мы не настолько богаты, чтобы строить плохие дороги, а потом их по нескольку раз переделывать. И потому сегодня правительство Петербурга объявило о втором этапе совершенствования системы городского заказа: создании типовых расчетных смет на тот или иной объем работ, в первую очередь в сфере строительства. При наличии такой схемы организаторы конкурса уже будут иметь в виду, что экономия не должна быть беспредельной - пределы установит типовая смета.
Вопрос выбора - лишь одна из проблем стихийно формирующейся конкурентной среды в сфере дорожного строительства, и типовая схема всех их не решит. Город в лице комитета по благоустройству и дорожному хозяйству при распределении заказов на подряды видит перед собой трудно дифференцируемую массу и практически не имеет ориентиров для выбора, кроме пресловутой цены стоимости работ.
Ориентиры сформирует ассоциация
Ориентиры должна формировать сама профессиональная среда. Такова одна из целей инициаторов создания новой Ассоциации дорожно-строительных организаций Санкт-Петербурга. Ее учредили восемь петербургских предприятий-лидеров рынка, пять крупных строительных организаций: ЗАО "Буер", ОАО "Гарант", ОАО "ГСК", ОАО "Перспектива", ЗАО "Ювенал", а также ЗАО "Петроасфальт" и ЗАО "Стройкомплект" - производители строительных материалов и промышленно-строительная группа "Система". Идея оказалась востребованной, уже спустя неделю после регистрации Ассоциации в нее вступили ряд крупных дорожно-строительных компаний.
Александр Шамарин, президент ассоциации, подчеркнул, что сегодня в Петербурге формируется новая политика в сфере дорожного строительства. И новый министр транспорта Игорь Левитин предлагает внедрять в регионах принцип частно-государственного партнерства органов власти с профессиональными сообществами. Задачи такого партнерства известны: защита от недобросовестной конкуренции, повышение качества работ, что в результате приведет к более рациональному расходованию бюджетных средств и их экономии, но не за счет качества, а благодаря тому, что подряды будут выполнять предприятия или объединения, имеющие свои карьеры, свои заводы по производству материалов, свои средства доставки и технику, кадровый потенциал. То есть компании, способные обеспечить полный производственный цикл, что всегда обходится дешевле по сравнению с тем, когда каждую операцию выполняет отдельный подрядчик.
Необходимость формирования в стране общественных профессиональных организаций исходит еще и из того, что в Государственной думе прошел первое чтение закон о саморегулирующихся профессиональных сообществах. Согласно проекту этого закона значительная часть функций по управлению внутри профессиональных сообществ будет передана саморегулирующимся организациям, которые сами будут устанавливать правила игры на рынке, в том числе по отбору и лицензированию его участников. Кстати, ничего особенно нового в этом законе нет, так устраивается деятельность профессиональных сообществ в большинстве развитых демократических стран.
Не знаю, как у нас с демократией, - все, как известно, познается в сравнении, но выстраивать правила отношений в профессиональных сообществах очень даже пора. Александр Аграшенков, генеральный директор Ассоциации дорожно-строительных организаций Санкт-Петербурга, отмечает, что без сформированных общественных профессиональных институтов России нельзя вступать в ВТО. А поскольку вопрос вступления во Всемирную торговую организацию принципиально решен, значит, надо, развивать соответствующие общественные институты.
Новая ассоциация собирается быть открытой для вступления в нее других строительных организаций дорожной сферы города. Предприятие-кандидат должно получить рекомендацию двух членов ассоциации. Поскольку ассоциация намерена стать партнером городу, рассматривается вопрос, что третья рекомендация для вступления может выдаваться профильным комитетом городской администрации. Члены ассоциации считают, что такой самоорганизацией они сумеют защитить свое сообщество и город от недобросовестных участников рынка, а петербургских автолюбителей - от некачественных дорог.