Перейти к основному содержанию

Главная      За руль без "автогражданки" ты не сядешь

За руль без "автогражданки" ты не сядешь

Прошел год с тех пор, как принят Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО). Но за это время вопросов и претензий к закону отнюдь не убавилось. Наоборот - стало больше. Законом недовольны все: автолюбители со стажем и "чайники", которые только собираются застраховать своего "железного коня".

На все ваши вопросы постарались ответить гости нашей "прямой линии" - первый заместитель директора филиала ООО "Росгосстрах Поволжье" - главное управление по Саратовской области Вадим ЯКУНИН и заместитель директора по страхованию Эдуард ЦЫНЦАДЗЕ.

- Добрый день. Я автолюбитель, Пушкарский моя фамилия. На пресс-конференции ваш начальник заявил о том, что вы готовы перезаключить договоры по обязательному автострахованию. С чем это связано? Вы что-то новое предлагаете?

- После первого года страхования (если вы застраховались, допустим, 1 июля 2003 года, то договор истекает 31 июля 2004 года) вы обязаны продлить договор по закону. В этом году будет применяться коэффициент "бонусмалус". Всем своим страхователям, которые проездили год без аварий, мы предоставляем 5-процентную скидку - "бонус". Для "аварийных" водителей, соответственно, включается "малус" - то есть стоимость полиса существенно возрастает.

- Скажите, а вы чем-нибудь принципиально отличаетесь от других компаний?

- Во-первых, мы обслуживаем на всей территории Саратовской области. Во-вторых, предлагаем дополнительные виды страхования к пакету обязательной "автогражданки" - страхование от несчастных случаев ("Талисман дорожный"), страхование гаража.

- На пресс-конференции еще было заявлено, что с 1 июля начинаются выплаты по страхованию жизни и здоровья. Раньше этих выплат не было, что ли?

- Речь идет о компенсационных выплатах, они производятся в том случае, если виновник ДТП скрылся с места происшествия либо не имел полиса ОСАГО, не был застрахован. Такой вид страхования в основном рассчитан на пешеходов.

- Еще у меня один вопрос. Возможно ли доказать, что ДТП произошло по вине дорожных организаций, из-за некачественного покрытия дорог? Могу ли я получить у вас страховку?

- Сможете, если, конечно, факт ДТП по вине дорожников будет подтвержден документально.

- Надо получить заключение ГАИ?

- ГАИ, дорожных служб и сертификационного комитета - поскольку на все дороги существует ГОСТ.

- С вами говорит Виктор Павлович, пенсионер. Вот был напечатан отчет за 10 месяцев вашей работы. Написано, что вы собрали 27 млн. рублей, а пострадавшим выдали 6 миллионов. Куда же оставшиеся деньги подевались?

- Цифры не совсем точные. Остаток никуда не подевался, деньги находятся на активах компании, они предназначены для выплат в будущем году.

- Вот вы страхуете машину на год и на полгода. А на меньший срок можете застраховать?

- Нет.

- Страховка на год обходится в 1800 рублей, а на шесть месяцев - 1350 рублей, здесь же явная нестыковка? По идее. страховка на полгода должна быть вдвое меньше?

- Эти правила разрабатывало правительство. Страховые компании обязаны исполнять закон.

- Ну взяли бы да подправили как-нибудь...

- Как же мы подправим федеральный закон? Это не в нашей компетенции.

- Вопрос на "прямую линию" можно?

- Конечно. Слушаем вас.

- Скажите, чем отличаются друг от друга полисы страховых компаний?

- Если вы имеете в виду внешнее оформление, то все полисы выглядят одинаково. Бланки изготовляет Гознак, полис имеет несколько степеней защиты. Единственное, чем отличаются друг от друга бланки, так это штампами и печатями страховых компаний.

Если мы говорим о преимуществах полисов конкретных страховых компаний, то прежде всего надо узнать об условиях страхования, надежности страховщика. Самый оптимальный вариант - если есть возможность получить страховку на всей территории страны в течение определенного периода времени. Мелкие страховые компании появляются как грибы после дождя, собирают деньги и потом лопаются, словно мыльные пузыри. Получить возмещение по их полисам просто невозможно.

- Каковы размеры страховки? Они зависят от договора?

- Общая сумма страхового возмещения, предусмотренная одним полисом ОСАГО, - 400 тысяч рублей. Из этой суммы на "железо" приходится 120 тысяч, на несколько автомобилей - 160 тысяч рублей. Все остальное - на возмещение ущерба жизни и здоровью.

- Меня зовут Нина. Скажите, что нужно делать, если попадешь в аварию?

- Если, не дай Бог, конечно, вы попали в аварию, первое, что нужно сделать, - вызвать работников ГАИ. Они должны зафиксировать факт ДТП, составить необходимые документы. Вы должны заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии и обратиться к страховщику.

- Алло, это Сергей вас беспокоит. Вот я езжу на "Оке" по доверенности. Машина деду принадлежит, он инвалид. Подскажите, кто должен страховать автомобиль? Можно ли мне застраховать машину по доверенности владельца?

- Конечно, можно. Единственное условие - надо иметь право на управление транспортным средством.

- Слышал про мошенников, которые нарочно подстраивают аварии, чтобы получить страховку. Вы как-нибудь с этим боретесь?

- Да, наша компания выявляет страховых мошенников и предпринимает все необходимые меры по их нейтрализации.

- Добрый день. Вас беспокоит Борис Степанович Пономарев. Ответьте мне на такой вопрос: когда будут ставки снижать?

- Борис Степанович, к сожалению, сегодня решение о снижении ставок не принято. По действующему закону правительство вправе пересматривать тарифы только один раз в полгода. Но если проанализировать статистику ДТП, уровень выплат страховых компаний, то станет очевидно, что те тарифы, по которым сегодня работают страховщики, фактически минимальны. Уже сегодня убыточность ОСАГО превышает 80 процентов и к концу года может приблизиться к 90 - 100 процентам. А в нынешний тариф заложена убыточность на уровне 80 процентов при ограничении прибыли страховщика до пяти процентов.

- Алло! Меня Алексей зовут. Скажите, нужно ли мне страховать "ГАЗель"? Я владелец маршрутного такси, перевожу пассажиров.

- Конечно же, нужно. Закон об обязательном автостраховании распространяется на все виды транспорта, в том числе и на общественный - маршрутки, трамваи, троллейбусы и автобусы.

- Это Юрий Николаевич Казаков, инвалид II группы с детства. У меня такой вопрос: льготы по автогражданке на инвалидов распространяются?

- Да. Им положена 50-процен-тная скидка оплаты страхового взноса.

- Автовладелец должен платить сразу или в рассрочку?

- Взнос платится единовременно, рассрочек платежей не предусмотрено.

- В случае гибели автовладельца кто получит компенсацию?

- Его наследники.

- Вячеслав Николаевич с вами говорит. Почему вы дороги не делаете?

- Вопрос не по адресу. Мы представители страховой компании. За качество дорог отвечает министерство транспорта и дорожного хозяйства.

- Тогда у меня другой вопрос: за полгода с меня взяли за страховку почти 2 тысячи рублей. Я пенсионер, езжу редко. Почему так дорого?

- Об этом надо спросить депутатов Государственной Думы, которые принимали такие тарифы. Мы выступаем лишь в роли исполнителей закона.

- Нужно ли автовладельцам после принятия закона об обязательном страховании приобретать полис добровольного страхования?

- Несомненно. И делать это надо, чтобы обеспечить стопроцентную защиту - ведь при ДТП страховку получает только потерпевший. Поэтому мы предлагаем еще один вид страхования от несчастных случаев при ДТП - "Талисман дорожный". Водитель может застраховать всех членов своей семьи от ДТП.

- У меня отец получил "Оку", как участник войны и инвалид I группы. Слышал, что 50 процентов страховых платежей нам должны компенсировать. Кто должен это делать? Куда надо обращаться?

- В органы соцзащиты по месту жительства.

- Но там сказали, что, мол, ничего про компенсацию не знают.

- Должны знать. Это норма предусмотрена Законом "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Беда в том, что на протяжении нескольких лет в бюджете не закладываются средства на компенсацию.

- Скажите, с какими проблемами столкнулся "Росгосстрах" при заключении договоров по ОСАГО?

- Во-первых, с нехваткой средств у бюджетных организаций на заключение договоров. Практически все просят об отсрочке или рассрочке оплаты, что противоречит закону.

Во-вторых, существует путаница при применении поправочных коэффициентов по территории преимущественного использования транспортного средства.

В-третьих, нередки случаи недобросовестной конкуренции со стороны, прежде всего, региональных страховых компаний, которые выписывают так называемые "15-дневные" полисы для прохождения техосмотра.

- Законом об ОСАГО недовольны почти все автолюбители. Нужно ли, по-вашему, что-то менять в этом законе?

- Мы предупреждали о несовершенстве закона на стадии его разработки. Есть ряд неувязок как в самом законе, так и в Правилах по ОСАГО Кроме того, между положением закона и правил есть некоторая несогласованность. Это осложняет процедуру урегулирования убытков. Поэтому необходимы поправки к закону. Прежде всего надо урегулировать вопросы, связанные с возмещением вреда жизни и здоровью потерпевших. Из-за несогласованности различных положений законодательства, касающихся размера ущерба, причиненного жизни и здоровью, у страховых компаний существует различная правоприменительная практика, что вызывает справедливое возмущение страхователей и потерпевших. Если четко прописать в законе порядок определения ущерба жизни и здоровью, то мы получим возможность увеличить суммы страховых выплат. Потерпевшие должны сами решать, куда им обращаться за оценкой ущерба --к специалистам страховой компании или в независимую экспертизу. Все это поможет максимально упростить процедуру урегулирования убытков и сократить ее срок.

***

По данным Российской ассоциации автостраховщиков, за 10 месяцев действия Закона об ОСАГО: застраховано 85 процентов всех реально используемых транспортных средств. Заключено 22 млн. договоров. Страховщикам выплачено около 2 млрд, рублей. более 16 млрд, рублей страховых премий собрал "Росгосстрах", что в 4 раза превышает долю ближайшего конкурента компании. свыше 11 млн. человек стали клиентами "Росгосстраха", из них более 242 тысяч - жители Саратовской области.