Перейти к основному содержанию

Главная      АВТО СТОИТ - ПРИБЫЛЬ ИДЕТ

АВТО СТОИТ - ПРИБЫЛЬ ИДЕТ

"За простой денег не платят! " - гласит народная мудрость и... ошибается, поскольку изобретена была в незапамятные времена. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, платят за все! В том числе за простой... любимых и незаменимых авто на автостоянке.

До недавних пор "стояночный" бизнес чувствовал себя комфортно, разворачивался буквально на глазах. Предприниматели охотно покупали клочки земли в районах с повышенной плотностью автовладельцев. Площадку в рекордные сроки выравнивали асфальтом, обносили заборчиком и приветливо распахивали ворота собственникам "железных коней", согласным с таксой. Доходы окупали и единовременные затраты на благоустройство территории, и текущие налоговые отчисления. Окупали до наступления нового года. Просуществовав немногим более месяца в новых условиях и подсчитав убытки, владельцы автостоянок ринулись отстаивать былые прибыли, призвав в свидетели законодательную, исполнительную власти и покровительствующую предприимчивому люду некоммерческую организацию.

Совет предпринимателей при Саратовской областной Думе существует не первый год. Заседания неизменно эмоциональны (потому что речь в большинстве случаев идет о деньгах, причем деньгах немалых - как для предпринимательских карманов, так и для областного бюджета). Однако еще никогда участникам совета не было так сложно увязать государственный интерес с интересами личными. Хотя государственные мужи очень старались отыскать компромисс. Депутаты и представители минэконома без малого два часа выслушивали претензии и предложения бизнесменов из Саратова, Энгельса, Балаково и Балашова. И претензии эти оказались практически идентичны.

Дело в том, что с этого года изменилась система налогообложения стоянок. Все они были переведены на единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Однако если раньше ЕНВД рассчитывался исходя из числа паркуемых автомобилей, то теперь его рассчитывают исходя из нормативной площади, которая приходится на одно транспортное средство (приблизительно 25 кв. м). Вдобавок увеличился коэффициент К2, также участвующий в определении налогооблагаемой базы. Налог на землю, который владельцы стоянок платят помимо ЕНВД, и стоимость электроэнергии, необходимой стоянкам больше воздуха, тоже выросли. В итоге налоговая нагрузка на предпринимателей, занятых в "стояночном" бизнесе, возросла по сравнению с прошлым годом в 8-10 раз.

Естественно, самый простой и, пожалуй, единственный легальный способ окупить расходы - увеличить "абонентскую плату". Предприниматели попробовали и... лишились доброй части постоянных клиентов. Не все, конечно. К примеру, право пользоваться стоянкой в центре Саратова обходится автолюбителю не меньше 1000 рублей в месяц. И клиентов эта цена устраивает. Во-первых, дешевле в округе все равно не отыщешь. Во-вторых, конкуренция велика: не заплатишь ты - найдется еще семеро претендентов на твое парковочное место. Ну а в-третьих... Присмотритесь, какие автомобили примостились на центральных стоянках: новехонькие, поблескивающие хромированными бамперами и иноземными логотипами.

Иное дело - стоянки окраины. Их основные обитатели - "Жигули" и "Москвичи", доживающие свой век. Для их владельцев 450-600 рублей в месяц за услуги автостоянки уже огромные деньги. В Балашове и Балаково тариф в 250-300 рублей - ценовой порог. Расходов предпринимателей он не покрывает, но и увеличен быть не может: изменение суточных расценок даже на 5 рублей воспринимается населением весьма болезненно и обращает клиентов в бегство.

В воздухе они, конечно же, не растворяются. Автомобили оседают во дворах, скверах, занимают игровые площадки, тротуары, перекрывают подъезды к зданиям и учреждениям. Начинает процветать аренда гаражей: цены договорные, сделки от государства скрытые, налогов - ноль.

Заманить автолюбителей обратно на стоянку очень непросто. Не срабатывает даже самый весомый аргумент: мол, на стоянке сторожа, колючая проволока по периметру, а хозяин "заведения" так или иначе в ответе за целостность и сохранность машины. Дело в том, что многие автовладельцы привыкают страховать свое "движимое имущество" - от взлома, частичного или полного угона - как им будет угодно. Цена страховки составляет примерно 7% от стоимости имущества. Согласитесь, какой смысл прятать "Запорожец" от злоумышленников на стоянку! Вот только теряют от такого поведения автовладельцев не одни бизнесмены. Теряет областной бюджет. Среди страховых компаний, предоставляющих услуги на территории области, лишь одна саратовская. Остальные - столичные. Соответственно налоги от сделок они платят Москве.

Вот и выходит: увеличивали К2 в расчете на рост бюджетных поступлений, а в результате губернская казна рискует лишиться их вовсе. Что делать? Ответ очевиден: снижать расчетный коэффициент. Но не совсем понятно - на сколько снижать.

Предприниматели подсуетились, скалькулировали. Получилось, что снижать К2 нужно чуть ли не в 10 раз. Парламентарии насторожились, и не напрасно: выяснилось, что предприимчивая братия заложила в расчеты еще и такой фактор, как наполняемость стоянки. А зависит эта самая наполняемость от времени года, расположения стоянки, а главное - от числа предпринимателей, готовых предоставить эту услугу. В Балаково, например, стоянок больше, чем нужно потребителю.

Возможно, корректировка К2 с учетом "географии" разумна, - согласились депутаты. Но решать проблему выживания всех предпринимателей до единого за счет бюджета - дудки! Председатель комитета облдумы по экономической политике, агропромышленному комплексу, собственности и предпринимательству Николай Чернобук вынужден был на полном серьезе объяснять состроившим наивные глазки бизнесменам правила рыночной игры. Выживает тот, кто предоставит наиболее качественную услугу по приемлемой цене. Заманивать авто на стоянки власть не обязана. Уход части предпринимателей с рынка - закономерный процесс. Заместитель председателя комитета Думы по бюджетно-финансовой политике и налогам Владимир Пожаров попросил бизнесменов представить реалистичные расчеты, в которых доходы не занижены, а расходы не преувеличены. Ведь если налоги таковы, что у предпринимателей не остается средств на развитие дела, - власть должна проблемой заняться. Пятую статью Налогового кодекса, гласящую: "все налоги должны быть экономически обоснованными", никто не отменял. А вот заботиться о том, чтобы чистая прибыль бизнесмена была не меньше той, что ему снится, власть не обязана.

Собрать с предпринимателей "дебетно-кредитную" документацию и предоставить ее в распоряжение депутатского корпуса вызвалась гильдия автостоянок при Губернской торгово-промышленной палате. Отведенный ей для этого срок истекает сегодня! К чему такая строгость? Если предприниматели правы - нельзя медлить, необходимо принимать решение на местном уровне (по К2) и выходить с законодательной инициативой в Государственную Думу: доказывать необходимость вернуться к прежней схеме налогообложения.