Перейти к основному содержанию

Главная      ТАК БЫЛО - ТАК БУДЕТ

ТАК БЫЛО - ТАК БУДЕТ

Игорь Захаркин, начальник отдела технического надзора, дознания и административной практики управления Госавтоинспекции УВД Калининградской области

В последнее время многие общественные организации, в том числе и Калининградское общество защиты прав автолюбителей, публикуют противоречивые и несоответствующие действительности комментарии председателя "Осы" Георгия Румянцева и председателя регионального отделения движения автомобилистов России Сергея Боярских, вводящие граждан области в заблуждение по факту проведения инструментальной проверки транспортных средств при прохождении ими обязательного государственного технического осмотра.

Действительно, статья 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного в действие 1 июля 2002 года, на которую энергично ссылается Г. Румянцев, предусматривает запрещение проведения инструментального контроля (инструментальной проверки), который, к сведению читателя, на территории Калининградской области при проведении технического осмотра отсутствует.

Прерогатива проведения инструментальных проверок (контроля) транспортных средств входит в компетенции научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся вопросами сопротивления материалов и теоретической механики.

Госавтоинспекцию УВД, как и водителя (владельца) транспортного средства, интересует исправность транспортного средства, его узлов и агрегатов, а не вопросы сжатия и растяжения деталей, определяющие нагрузки действующих при сопротивлении (работе) механических и окружающих сил. А потому заявления господ Г. Румянцева и С. Боярских о проведении на территории Калининградской области инструментального контроля не соответствуют действительности.

Примечанием к вышеуказанной статье административного Законодательства РФ установлено, что порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение ст. 17 Федерального закона РФ ј 196-ФЗ-1995 года "О безопасности дорожного движения" постановлением Правительства Российской Федерации ј 880 -1998 года утверждено, что проверка технического состояния транспортных средств проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Государственной инспекции, а также у привлекаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую производственную базу и прошедших в установленном порядке конкурсный отбор (на территории области их уже 8, к окончанию 2005 года будет не менее 16).

Это требование в полной мере соответствует содержанию международного соглашения "О принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и взаимном признании таких осмотров", разработанного в рамках ООН и вступившего в силу для России 27 января 2001 года.

Прокуратурой области в августе 2004 года проведена проверка соответствия действующему федеральному законодательству постановления администрации области ј 315 от 30 июня 2004 года "О проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре на территории Калининградской области". После проверки по запросу общества защиты прав автомобилистов "Оса" и председателя регионального отделения движения автомобилистов С. Боярских прокуратура обратилась с ходатайством в областной суд отменить действующее постановление администрации в связи с противоречием административного законодательства "техническому диагностированию при ГТО".

В соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочия по разрешению дел о соответствии нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, куда соответственно относятся и постановления администрации области, принадлежат только Конституционному Суду Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации ј 880-1998 года " О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств", Министерством внутренних дел России издан приказ ј 190 от 15 марта 1999 года, который определяет назначение места осмотра транспортных средств Госавтоинспекцией, привлекающей к участию в проверке технического состояния транспортных средств специализированную производственно-техническую базу юридического лица и индивидуального предпринимателя.

В соответствии с решением Конституционного суда Российской Федерации ј 88-O от 14 мая 2004 года определено, что размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Размер платы дифференцирован по типам транспортных средств (легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы и т.п.).

Предложенная обществом защиты прав автомобилистов и отделением движения автомобилистов России отмена технического диагностирования транспортных средств при государственном техническом осмотре создала бы серьезные проблемы для международного движения транзита транспортных средств через территорию Финляндии, Эстонии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Нидерландов, а со временем и Литвы, Белоруссии и Польши.

В связи с присоединением Российской Федерации к международному соглашению "О принятии единообразных предписаний для периодических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", водители транспортных средств максимальной массой более 3,5 тонн, находящихся в международном движении, должны иметь международный сертификат технического осмотра. Выдача международного сертификата технического осмотра на территории области происходит на основании проведенного технического диагностирования транспортного средства, определяющего в том числе и исправность системы выброса отработанных газов, которые визуально сотрудник Госавтоинспекции определить не сможет.

На заседании областного суда 13 сентября 2004 года было принято решение оставить заявление прокурора области "Об отмене технического диагностирования при проведении обязательного технического осмотра транспортных средств" без удовлетворения.

Одновременно Госавтоинспекция УВД Калининградской области призывает автовладельцев при возникновении каких-либо вопросов, связанных с проведением обязательного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования, за справками обращаться в отдел технического надзора Управления ГАИ УВД (тел.45-39-95).