Перейти к основному содержанию

Главная      КРИМИНАЛЬНЫЙ ЗАГОН... ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

КРИМИНАЛЬНЫЙ ЗАГОН... ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

...идеальный выпас для коррумпированного чиновника. "От коррупции нельзя отучить, для борьбы с этим явлением нужна целая система", - подчеркнул в интервью трем российским каналам президент В.В.Путин. А какой она должна быть в принципе?

С сильным не борись, с умным не судись

Несколько лет назад в стране проводилась операция "Чистые руки". Газеты печатали номера телефонов, по которым можно было звонить, если гаишник вымогает взятку, или дежурный милиционер требует мзду с продавца киоска.

Операция прошла, а поборы на дорогах и в торговых точках не прекратились. Сегодня в рамках административной реформы предполагается сократить как число контролирующих органов, так и их полномочия. Но это касается бизнеса. На самом деле жизнь россиянина пестрит проблемами административного и даже силового давления. Возьмите, к примеру, отмененное на днях право столичной милиции эвакуировать автомобили при парковке в неположенном месте на штрафную стоянку. Между прочим, по правилам дорожного движения парковка автомобиля не более чем на 5 минут допускается в любом месте. Но правила движения - слабый аргумент против тех правил, которые позволяют получать с автолюбителя стабильные и солидные доходы. Как бюджету, в виде оплаты услуг через кассу, так и конкретному постовому в карман и наличными, в виде откупных за прощение нарушителя на месте. Именно это обстоятельство мэр Юрий Лужков назвал в числе первоочередных причин по отмене принятых недавно правил за нарушение парковки на улицах столицы.

Вспомним при этом, что места парковки определяются дорожными знаками, которые устанавливаются без какого-либо обсуждения с общественностью. Например, у станции метро "Теплый стан", где вовсю кипит торговля на самых доступных по ценам в Москве вещевом и продовольственном рынках, традиционные места парковки отменили за одну ночь. Наутро у тротуара не дежурил гаишник, для того чтобы предупредить водителя о введенном запрете. Зато неподалеку поджидали "большого урожая" сразу 5 эвакуаторов.

В условиях гражданского общества решение по ограничению мест парковки и ужесточении наказания за нарушение правил не были бы введены без предварительного и широкого обсуждения. А коли такое возможно в российской столице, то говорить о гражданско-правовых нормах в общении между жителем и властью где-нибудь в районном центре просто смешно.

Понятный и простой пример в начало статьи вынесен не случайно.

Предпринимательство у нас априори дело частное, и регулируется оно тысячами законных и подзаконных актов, изучить и понять которые далеко не так' легко, как правила дорожного движения.

Понимая это, власти порой в сиюминутных политических целях находят способы регулирования ситуации. Так, с опубликованием закона о свободной торговле, ОБХСС 90-ых даны были самые строгие указания на "непроверяемость" частных кафе, кооперативных ларьков. Отечественным капиталистическим газонам в суровых условиях жесткой регламентации всего и вся надо было дать подрасти. Доходило до смешного: на городских улицах открывались обменные пункты, а в УК все еще действовала статья за валютные операции.

То есть правой рукой власть выдавала лицензию на операции с валютой, а в левом силовом кармане на всякий случай держала фигу в виде валютной статьи. Что давало ей право в любое время прижать слишком строптивых, неугодных, или несговорчивых.

К чему эти воспоминания прошлых лет? Сегодня валютная статья отменена, но не надо считать, что правовые парадоксы российского бизнеса на этом исчерпаны.

На смену валютной статье изобретены десятки новых силков, позволяющих помещать предпринимателя в специальный криминальный загон или загончик.

Торговля под статьей УК

Так, часть 1 статьи 188 УК предусматривает уголовное преследование и наказание лишением свободы сроком до 5 лет за "перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов", то есть любых товаров народного потребления, "совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием". Части 2,3,4 статьи 188 УК говорят о контрабанде наркотиков, оружия, психотропных средств и предметов искусства. Что касается этих частей, то здесь, как говорится, "у матросов нет вопросов". Но сам факт объединения в одной статье УК наркотиков и товаров народного потребления говорит о том, что грань между экономическим и уголовным преступлением зыбкая.

Никто не спорит - контрабанда наносит прямые убытки государственной казне, и бороться с ней надо решительно. Но сами средства борьбы вызывают некое недоумение. Нельзя же, в самом деле, приравнивать ввоз наркотиков к компьютерам и диванам.

Такая параллель наносит большой вред общественной морали. "Чем?" - спросите вы. Элементарно: бизнесу часть 1 статьи 188 УК придает криминальный окрас. Но это еще не все - с ее помощью создается экономическая основа для криминализации других сфер общественной жизни, подпитывается организованная преступность, усиливается коррумпированность служащих таможни. По примеру того, как гаишник может простить нарушителя, или отправить его авто на штраф-стоянку. Согласно таможенным правилам за одно и то же нарушение допускается как уголовное наказание, так и административное. То есть служащий, обнаружив нарушение, решает - направить дело в следственные органы или выписать штраф.

Примером того, в какую сторону чаще принимаются решения, может служить сюжет на Украине.

Когда Верховная Рада рассматривала вопрос о гуманизации таможенного законодательства в 2000 году, выяснилось, что за истекший год к уголовной ответственности за контрабанду был приговорен всего 21 человек.

Причина понятна. Таможенникам нет никакого интереса возиться с оформлением материалов для предоставления в следственные органы и прокуратуру. Зато может возникнуть личный интерес каждого из них этого не делать.

В цифрах

По разным оценкам до 70% электронной техники и до 80% часов приходится на "серый" бизнес, то есть предприниматель сознательно занижает стоимость товара при его перевозе через таможенную границу.

До 50% импортной мебели и до 30 % продукции машиностроения приходится на "черный импорт", когда один товар провозят под видом другого. Что попадает под квалификацию "недостоверного декларирования". Теперь сопоставим объем ввоза бытовой и электронной техники, мебели, торгового и промышленного оборудования с нормой 500 МРОТ равной примерно 14 тыс. $ и мы определим, что торговля важнейшими и наиболее массовыми видами ТНП почти вся "ходит под статьей".

Выход там же, где вход

Криминальность бизнеса, то есть попадание тех или иных действий, совершаемых в сфере предпринимательства под статьи уголовного кодекса, очень опасно для нашей страны, где отношение к предпринимателю только-только начинает меняться. Тут существует опасность чересчур упрощенного подхода к этой проблеме, когда декриминализация бизнеса сводится к усилению репрессивных мер против экономических преступлений при игнорировании социальных и правовых корней этого явления. В случае господства такого подхода борьба с криминальностью в бизнесе без ликвидации ее корней может превратиться в борьбу с бизнесом, а то и просто в борьбу с рынком товаров народного потребления.

Масштабы коррупции, ее социальная и моральная опасность, давно известны. Но это же видение со стороны проблемы криминализации бизнеса дает новую грань искажения. Даже если результатом криминальной сделки предпринимателя является последующее нарушение КоАП, а не УК, грань между правонарушением и преступлением стирается самим фактом участия бизнесменов в подкупе государственных чиновников.

Чем сложнее правила регистрации, декларирования, оформления отчетности, апробирования - то есть процедур, регламентирующих взаимоотношения государства и бизнеса, тем выше вероятность попыток коррумпировать власть.

Таким образом, решение проблемы декриминализации бизнеса отнюдь не исчерпывается унтерпришибеевским принципом "держать и не пущать!".

Для начала надо составить базу данных по практике применения законов, которые в короткие сроки могут или уже строят криминальные загоны для бизнеса. Обнародовать их черный список. А что дальше?

***

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к председателю Комитета по законодательству Государственной Думы Павлу Владимировичу КРАШЕНИННИКОВУ:

- Разумеется, такие законодательные коллизии создавались не специально. Но предпринимателю от этого не легче. Ведь он вынужден балансировать на грани закона, плюс ко всему, создается благоприятная почва для коррупции. Часть импортеров в такой ситуации еще до поставки товара готовит на таможне почву. Но в плоскости антикоррупционного законодательства лежит не только УК. В деловом мире первичным всегда должно быть экономическое законодательство, а уголовному кодексу в нем отведено место хвостика. Что касается части 1 статьи 188 УК, то мы с этой проблемой знакомы. И предлагаем поправку, согласно которой нарушения предусмотренные частью 1-ой должны быть перенесены в разряд штрафов. Три недели назад документ направлен в Верховный суд и Правительство РФ, и после изучения там он может быть вынесен на рассмотрение Думы. Понятно, что приведенный в статье пример не единственный. Еще до выхода законы проходят экспертизу в комиссии по коррупции. Но как видите, серьезная часть болевых точек проявляется уже на практике применения. И здесь свое слово могли бы сказать такие общественные организации как "Опора" или "Деловая Россия". Ждать информации от предпринимателя, вынужденного балансировать на грани закона, бесполезно. А вот общественные организации, которые сами не ведут бизнес, но состоят из тех предпринимателей, которые страдают от законодательных нестыковок, могут повлиять на ситуацию. Отслеживать, анализировать, и если видят, что существует система, по которой предпринимателю создается "криминальный загон", вполне могут предложить через депутатов поправки к закону. Борьба с коррупцией - дело общегражданское.