Аппетит «бензиновых королей»
По данным облкомстата, цены на бензин в Ростовском области с начала года выросли почти на 35 процентов. И это, увы, еще не предел...
Разные эксперты по-разному объясняют тревожную тенденцию. Сначала нам говорили, что рост цен на бензин на внутреннем российском рынке напрямую связан с 65-процентным с начала года ростом стоимости нефти на Нью-Йоркской товарной бирже. Потом всплыла цифра в 16 процентов. Именно настолько, дескать, сократились в США коммерческие запасы сырой нефти. Но мыто здесь причем? Это их проблемы. Наши недра, слава богу, нефтью пока еще не оскудели.
Может, честнее было бы сказать народу, что причина в другом? Например, в резком уменьшении собственной нефтедобычи? Тогда было бы понятно, что дефицит порождает дефицит, а от этого в стране ползет вверх и цена на бензин. Но по данным Росстата — статистической службы России, в октябре, по сравнению с сентябрем, добыча нефти у нас не снизилась, а наоборот, выросла на 3,2 процента. Выросло на 3,8 процента и производство бензина, что составило 2,6 млн. тонн...
Тогда в чем же дело? Ближе к истине, как нам кажется, находятся те из экономических аналитиков, кто связывает рост цен на бензин с намеченным на конец года вступлением России в ВТО -Всемирную торговую организацию. А для того, чтобы на равных участвовать в ее работе, нам по Уставу ВТО недопустимо иметь цены на энергоресурсы ниже, чем на их внутреннем рынке. Вот мы и стремимся достичь новых высот.
Америку по ценам на бензин мы уже не только догнали, но и перегнали. Там в октябре литр бензина АИ-95 стоил, в переводе на наши деньги, 13 рублей. А в Ростовской области такой бензин сегодня стоит в среднем 16 руб. 30 коп. Нам осталось теперь догнать только Европу, где литр марки этого бензина нынешним летом стоил около 40 руб. И никому почему-то в голову не приходит, что зарплаты у нас вовсе не такие, как в Европе или Америке. К тому же разве экспортер энергоресурсов не имеет права на более низкие цены по сравнению со странами, которые вынуждены их покупать? Пример тому - страны, входящие в международную организацию экспортеров нефти — ОПЕК. Там цены на бензин значительно ниже мировых. И никто на них за это не давит...
Тем временем рост цен на бензин у нас не останавливается. В Ростовской области он уже превысил даже общероссийский уровень. Может, потому, что наш регион особенно привлекателен для "бензиновых королей"? Ведь здесь они ежегодно сбывают свыше 3 млн. тонн бензина и дизтоплива. С начала года оптовые цены на них выросли в среднем на 41 процент. Куда уж больше?
На последнем совете по экономической и общественной безопасности Ростовской области, посвященном реализации нефтепродуктов на Дону, сложившаяся ситуация была названа весьма тревожной. Например, на автозаправках "ЮКОСа" литр высокооктанового бензина АИ-98 стоит уже 18 руб. 40 коп. у "Башнефть-Юг" -17,50. Многочисленным донским автолюбителям впору ставить свои машины на прикол.
Серьезно бьет по карману потребителя и цена на такую "ходовую", особенно для селян, марку бензина, как АИ-76. Его цена приблизилась уже к 14-рублевой отметке и превысила по стоимости за литр стоимость четырех килограммов отборнейшего зерна. Но разве можно сравнить затраты, связанные с производством одного и другого?
Побывавший недавно на Дону руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев отметил в этой связи, что в таком росте цен на бензин таится большая общественная опасность, так как подрывается благосостояние граждан. Нынешняя ситуация, по словам И. Артемьева, объясняется не столько благоприятной внешней конъюнктурой (экспорт нефти растет темпами, в два раза опережающими направление нефти на переработку внутри страны), сколько серьезными злоупотреблениями со стороны нефтяных монополистов.
Действительно, вертикально интегрированные нефтяные компании явно используют свое доминирующее положение на рынке, а где-то и прямые картельные соглашения, искусственно поднимают цены плюс к тем объективным факторам, которые приводят к повышению. Например, спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что это, по крайней мере, 20 процентов. Но максимальный штраф, который может быть предъявлен антимонопольной службой после многомесячных разбирательств(ценовой сговор монополистов не так-то просто доказать) составляет всего 5000 МРОТ, или 16,5 тыс. долларов. Для сравнения: обороты в нефтяном бизнесе — несколько миллиардов долларов. Так что штрафные санкции, которые сегодня применяются к монополистам, для"бензиновых королей" — как слону дробинка.
Поэтому это и не снижает их непомерно растущих аппетитов. В том числе и официальных оптовых поставщиков горюче-смазочных материалов в Ростовскую область. Таких, как ростовские филиалы "ЮКОСа" и "ЛУКОЙЛа", "Мегаполис", "Ростовнефте-продукт", "Башнефть-Юг"... Ведь их барыши напрямую связаны с ростом цен на нефтепродукты. Тем более что спрос на бензин, как показывает статистика, у нас не падает. Так, за восемь месяцев нынешнего года на территории Ростовской области было реализовано бензина почти на 52 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, а дизельного топлива — почти на 70 процентов.
Комментируя данную ситуацию на одном из брифингов, организованных недавно для журналистов, заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Николай Беляев сказал, что экономике области надо же как-то выживать..
Ну, экономика, положим, выживет. И даже будет успешно развиваться у нас и дальше. Хотя бы за счет того, что все издержки в промышленности и в сельскохозяйственном производстве, связанные с ростом цен на бензин, как всегда, лягут на плечи основных потребителей их продукции — рядовых граждан. А это приведет к новому скачку инфляции, которая и без того превышает заложенные в планах правительства цифры. Ни для кого не секрет, что уже сейчас растут в цене многие товары и продукты. В частности, мясо. Не за горами повышение цен на хлеб, на проезд в общественном транспорте, на электроэнергию, на газ...
Между тем аналитики предрекают, что с нового года цена на бензин будет у нас еще выше и достигнет 20-рублевой отметки. Правда, Минфин России обещает умерить аппетиты нефтяников. Но не введением каких-либо санкций против роста цен на бензин, а путем извлечения сверхдоходов "бензиновых королей", которые будут пополнять Стабилизационный фонд. Но будет ли от этого всем нам легче?
***
фото: