Перейти к основному содержанию

Главная      ГАРАЖНАЯ СТРАТЕГИЯ

ГАРАЖНАЯ СТРАТЕГИЯ

Автомобиль - не роскошь, а причина непроходящей головной боли автолюбителей, архитекторов и местных властей. И дело не только в дорожных пробках, к которым омичи уже давно успели привыкнуть. Не меньшую проблему представляет острая нехватка на территории города "цивилизованных мест длительного хранения личного автотранспорта". Имеются в виду гаражи и автостоянки, отвечающие современным требованиям.

На днях вопрос о стратегии развития гаражного строительства в Омске был вынесен на заседание архитектурно-градостроительного совета.

Поначалу слова выступавших вызвали легкое недоумение. Оказалось, что если рассматривать ситуацию в целом, то проблемы с "ночевкой" принадлежащих омичам легковушек... не существует. Во всяком случае, так следовало из доклада директора МУ "Омскархитектура" Игоря Удина. На сегодняшний день парк личного автотранспорта составляет более 186 тысяч единиц. В то же время в городе более 20 тысяч машино-мест приходится на автостоянки, 58 тысяч - на временные гаражи и 80 тысяч - на капитальные гаражи разного стиля. В общей сложности "набегает" до 160 тысяч. Плюс стоянки во дворах частных домов, коих по городу более 50 тысяч. И если автомобили "ночуют" хотя бы в половине из них, то, по утверждению Игоря Удина, "говорить о том, что сегодня частникам негде ставить свои машины, нельзя".

Нельзя так нельзя... Однако средние показатели они и есть средние. При общей благопристойной картине по городу в целом положение с объектами хранения автотранспорта по некоторым округам складывается не столь благостное. Взять хотя бы Кировский округ. Его главный архитектор Дмитрий Сигаев сообщил: на 240 тысяч человек населения округа в частном владении, по данным ГИБДД, находится около 56 тысяч единиц автотраспортных средств. То есть примерно одна машина на четверых. Само по себе это не хорошо и не плохо, проблема в другом: стоянок и гаражей в округе на всех катастрофически не хватает. В частности, количество машино-мест в капитальных - одноэтажных, многоэтажных и боксовых -гаражах не превышает 10 тысяч. Даже с учетом того, что 11 тысяч машин находят приют на временных автостоянках и 19 тысяч - во. временных гаражах, все равно еще 16 тысяч, по статистике, остаются "бездомными".

Или паркуются в самовольно установленных гаражах, коих в Омске... аж 5800. И изменить ситуацию в лучшую сторону может только дальнейшее строительство гаражей. Причем не "одноэтажек", установка которых давно уже исчерпала себя и превратилась в серьезную проблему для Омска.

Предложений о том, как раз рубить этот гаражный гордиев узел, на архитектурно-градостроительном совете было высказано немало, и почти все они базировались на трех китах: максимально эффективном использовании бюджетных средств и городских площадей, приближении гаражей к домам автовладельцев и в перспективе на вытеснении одноэтажных временных гаражей многоэтажными капитальными. По мнению специалистов, курс на строительство "автонебоскребов" сегодня наиболее перспективный. С одной стороны, налицо значительная экономия полезной городской площади, с другой - подобные "этажерки" должны органично вписаться в архитектурный ансамбль мегаполиса.

Впрочем, гаражи можно и под землю направить. А на их крыше устроить дворовые площадки для ребятишек - обустройство подземных объектов хранения автотранспорта во дворах жилых домов также является одним из приоритетных направлений стратегии гаражного строительства в Омске. Хотя идею сооружения подземных гаражей под общественными зданиями (например, многочисленными магазинами и супермаркетами) на совете отвергли - частная собственность. Но предложили двойное использование автостоянок, принадлежащих организациям и частным фирмам. Подобная практика, когда днем эти автостоянки обслуживают клиентов и сотрудников фирм, а ночью "принимают на постой" автомобили жителей близлежащих микрорайонов, давно уже применяется во всем цивилизованном мире. Это позволит в какой-то степени снять остроту гаражной проблемы и, кстати, не потребует никаких дополнительных бюджетных капиталовложений.

Еще одной альтернативой металлическим гаражам и железобетонным коробкам является строительство гаражей в цокольных и первых этажах зданий жилых домов. Прецеденты по России имеются. По словам руководителя архитектурной мастерской "АРКО" института "Омскгражданпроект" Владимира Проскурнина, в Екатеринбурге еще шесть лет назад было принято постановление, запрещающее в центральной части города возводить жилые дома без встроенных гаражей. На архитектурно-градостроительном совете эта идея была одобрена. Как высказался по этому поводу мэр города Евгений Белов, "надо приближать гаражи к домам автовладельцев".

Временные же гаражи будут планомерно выноситься с занимаемых площадей, которые, возможно, отойдут под строительство. И не исключено, что вообще "исчезнут как класс". В этом направлении уже ведется работа. В частности, построено около 30 многоэтажных гаражных комплексов, в том числе подземный гараж на улицах Конева и Почтовой, трехэтажный гараж на Дмитриева, сооружается многоэтажный гараж на углу улиц Жукова-Масленникова. Как показывает мировой опыт, подобная стратегия гаражного строительства со временем способна полностью обеспечить город местами парковки машин.