ПЕРЕКРЕСТОК: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
На собрании внутрифракционной группы депутаты-едииороссы под председательством заместителя руководителя фракции Валерия Рязанского обсудили законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Как известно, этот документ, предусматривающий значительное увеличение штрафов за нарушение ПДД, был принят Госдумой в первом чтении 16 марта.
По словам Валерия Рязанского, ситуация на дорогах страны не выдерживает уже никакой критики.
- Мы постоянно об этом говорим, тем не менее мало что сдвигается в положительную сторону, - заявил депутат. - Тысячи погибших, огромное количество детей, ставших инвалидами в результате дорожно-транспортных происшествий... И, честно говоря, разумная часть автолюбителей настаивает на том, чтобы более жестко требовать от участников движения соблюдения элементарных правил поведения.
В то же время, отметил Валерий Рязанский, реакция в обществе на законопроект все-таки неоднозначная. Среди протестующих - различные общественные организации.
- Это и общество автолюбителей, и всякого рода адвокаты, которые почему-то встают на защиту нарушителей, - рассказал замруководителя фракции. - В этой связи я хочу повторить, что наша задача - обеспечить баланс интересов всех участников дорожного движения и тех, кто его регулирует. Поэтому ко второму чтению в текст законопроекта будет внесено большое количество поправок. Нормы закона должны привести к снижению травматизма на дорогах и повышению ответственности всех участников движения, включая, естественно, и пешеходов.
В частности, по мнению Рязанского, так называемые вилки штрафов, когда конечная сумма выносится на усмотрение сотрудников ГИБДД, должны быть заменены на конкретные цифры.
- Это снизит коррупционность законопроекта, - заметил депутат.
А первый заместитель председателя комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерий Гребенников полагает, что идеальным средством в борьбе с коррупцией на дорогах может стать такая система, когда квитанции за штрафы приходят водителю по почте, а за неуплату вводятся еще большие финансовые санкции. Ну а чтобы совсем исключить зависимость от человеческого фактора в оценке дорожных коллизий, правонарушения на дорогах должны фиксироваться не сотрудниками ДПС, а специальными приборами.
В Москве вообще-то уже пошли дальше. Согласно решению столичных депутатов в московских торговых центрах, магазинах и управлениях ГИБДД в ближайшие недели установят 200-500 терминалов моментальной оплаты, с помощью которых автоинспекция сможет собирать штрафы с водителей, нарушивших Правила дорожного движения. Это существенно облегчит жизнь водителям. Ведь сейчас штрафы автомобилисты могут оплачивать только в Сбербанке, где часто бывают очереди. Неудивительно, что в столице по статистике оплачивается только 7% всех выписанных автоинспекцией штрафов.
Решение московских законодателей вызвало поддержку автомобилистов. По словам главы общественного движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, упрощение системы оплаты приведет к тому, что водителям "не надо будет решать проблемы на месте с автоинспектором".
Официальную позицию руководства дорожного ведомства озвучил начальник Правового управления департамента обеспечения дорожного движения МВД России Владимир Кузин. По его словам, цель, которую преследовали авторы законопроекта, вполне понятна: оздоровить ситуацию на дорогах страны и снизить аварийность.
- Ужесточение наказания за такие грубые нарушения, как превышение скоростного режима более чем на 40 километров в час, проезд на запрещающий сигнал светофора и ряд других, жизненно необходимо, - считает Кузин. - Однако некоторые положения законопроекта, к сожалению, очень сложно применить на практике. Например, обязательную фиксацию нарушений с помощью технических средств. Даже в Москве таких средств не хватает. Что уж говорить о российской глубинке! Надеюсь, в процессе обсуждения документа правительство и законодательные собрания субъектов Российской Федерации внесут свою лепту, и закон выйдет из стен Думы полностью доработанным. Это должен быть не перечень репрессий, а законодательный документ, который наводит порядок на дорогах.
Нелишне, однако, отметить, что законодательство всех цивилизованных стран за последнее время менялось в сторону ужесточения наказаний за нарушения ПДД. За последние четыре года, например, было принято несколько соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Среди мер, нашедших отражение в документах, есть и такие, как усиление борьбы с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, усиление санкций за нарушение скоростного режима, за езду без мотошлемов, ремней безопасности и детских сидений. Так что грядущие изменения в российском законодательстве вполне в духе тех тенденций, которые наметились в Европе и во всем мире.
Но, конечно, прежде всего необходимо изменить правосознание участников дорожного движения. А еще лучше - сразу формировать правильное отношение к безопасности на дорогах. Уже со школьной скамьи. Пока, к сожалению, правилам поведения на дорогах посвящены лишь два часа в рамках предмета ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) в восьмом классе. Это недопустимо мало. Владимир Кузин отметил, что руководство ГИБДД недавно встречалось с министром образования Андреем Фурсенко. Достигнута договоренность, что в ближайшее время школьная программа будет откорректирована.
По мнению Кузина, неплохо было бы также пересмотреть порядок лицензирования автошкол. Сейчас вопрос находится в ведении Минобразования. А в самих автошколах практикуется сдача экзаменов экстерном. В ГИБДД считают такой порядок недопустимым.
- Первая задача, которую надо решать, - максимально сократить возможность сдачи экзаменов экстерном, - сказал Владимир Кузин. - А во-вторых, ужесточить лицензионные требования к этим учебным заведениям. Как показывают наши проверки, во многих случаях они не обладают ни должной материально-технической базой, ни соответствующим преподавательским составом. Взаимопонимание в этом вопросе с Минобразования уже достигнуто.
Подводя итог дискуссии, Валерий Рязанский отметил, что обсуждение законопроекта в Госдуме запланировано на вторую половину апреля. За это время авторы документа намерены внимательно проанализировать реакцию всех заинтересованных ведомств и организаций. Самые дельные предложения обязательно будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.