Перейти к основному содержанию

Главная      "Легальные" шашечки

"Легальные" шашечки

В любом путеводителе по Парижу, которые в большом разнообразии продаются в московских магазинах, в разделе о том, чем может воспользоваться турист в столице Франции, обязательно есть пункт: "Услуги такси".

Вы узнаете, сколько в городе таксомоторов, каков тариф проезда в дневное и ночное время, по городу и за его пределы, во сколько евро обойдутся пассажиру чаевые. И никакой, заметьте, водительской отсебятины, потому что все отрегулировано властями и все - под контролем. А дальше хочешь - пользуйся машиной с зеленым огоньком, хочешь - выбирай другой способ передвижения.

Хотела бы я хоть в одном, рассчитанном на рядового туриста, закордонного или отечественного, да и обычного столичного горожанина справочнике найти информацию подобного плана. Старания напрасны. С таким видом услуги, которая должна быть обязательна для цивилизованного города, у нас, мягко говоря, большая проблема. Правда, можно надеяться, что положение изменится. Но, как говорилось на недавнем заседании московского правительства, где рассматривалась концепция городского закона о столичном такси, вывести эту услугу на действительно современный уровень удастся лишь к 2010 году. Потому что сейчас московские власти только возрождают работу такси.

Сложности с такси в столице были всегда. Вспомним длинные очереди на стоянках, тщетные усилия поймать машину на улице, кривляния некоторых водителей, которые решали, выгодно ли им везти пассажира в дальний район и особенно ночью, когда легче подзаработать в центре или махнуть в аэропорт. Все это было. Тем не менее город обслуживали 21 таксомоторный парк и 6 автокомбинатов, а количество таксомоторов превышало 25 тысяч.

В начале 1990-х, во время повальной приватизации, московский таксомотор одним из первых ринулся в этот процесс. Многие таксопарки изменили свой профиль, занялись другим бизнесом. Оказалась развалена материально-техническая база, потеряны и кадры для такси. Отсутствие государственного регулирования привело к тому, что столица практически потеряла важнейшую отрасль городского хозяйства, которая в условиях рынка может работать эффективно и приносить доходы в городскую казну.

Москва, если исходить из количественных нормативов автомобилей-такси, существующих в крупнейших европейских городах, таких, как Лондон, Париж, должна иметь около 20 тысяч таксомоторов. Этот показатель тесно связан с ростом личных автомобилей, а их сегодня в столице почти 3 миллиона.

В настоящее время, говорилось на заседании, таксомоторные перевозки выполняются предприятиями и организациями различных форм собственности, ведомственного подчинения, а функции лицензирования, надзора и контроля перевозок пассажиров распределены между различными уровнями государственной власти.

Как показывают данные Московской транспортной инспекции, зарегистрировано 559 действующих лицензий, выданных юридическим лицам, на право перевозки пассажиров легковым транспортом на коммерческой основе. Этим компаниям принадлежит 9283 автомобиля. Но только 63 компании добровольно заявили об осуществлении ими таксомоторных перевозок. В их распоряжении 2532 автомобиля-такси. А ведь лицензии имеют и физические лица! В результате в столице зарегистрировано всего около трех тысяч автоизвозчиков, но не все они имеют опознавательные знаки и традиционные "шашечки".

Вместе с тем поймать машину в Москве сейчас проще простого. Около 30 тысяч автолюбителей занимаются перевозкой пассажиров без оформления лицензий, без правил и тарифов. Причем их число растет. Как показывают проверки, у нелегальных водителей отсутствуют не только лицензии, нередко у них вообще нет и московской регистрации. Машины не зарегистрированы ни в Москве, ни в Московской области. Общий объем нелегального, криминализированного рынка огромен - около 500 миллионов долларов в год. Нетрудно представить, какие суммы уходят мимо городской казны в виде неуплаченных налогов.

Московское правительство решило всерьез заняться проблемами столичного такси, вернуть автомобиль с шашечками в город, сделать услугу такси инвестиционно привлекательной, создать для владельцев таких машин, объединений, занимающихся легальными перевозками, условия, которые позволят сделать рынок такси в столице действительно цивилизованным. В этом заинтересованы и сами водители, которые предоставляют услуги такси, соблюдая все установленные правила и требования. Многие объединения вошли в лигу добросовестных перевозчиков.

Одним из важнейших направлений этой работы является создание целостной нормативной базы, которая позволит регулировать вопросы таксомоторных перевозок, а в результате повысить качество услуг. На федеральном уровне такие законодательные документы отсутствуют. Федеральное законодательство, сказал руководитель Департамента транспорта и связи Павел Златин, представляя концепцию городского закона о такси в столице, вообще не рассматривает услуги такси как транспортную отрасль, требующую цивилизованного регулирования.

Концепция закона, не вступая в противоречие с федеральным законодательством, определяет единые подходы и требования к таксомоторным перевозкам. Положения концепции Юрий Лужков назвал полезными для города. Разработанный на их принципе закон поможет решить одну из важнейших проблем.

В основу этого документа будет положен договор социального партнерства, заключаемый между перевозчиками и правительством, где стороны берут на себя целый ряд гарантий и обязательств. Но прежде перевозчики должны получить право на знак "Московское городское такси", пройдя добровольную аккредитацию.

К автоперевозчикам, сказал Павел Златин, будут предъявляться повышенные требования.Прежде всего это относится к профессиональному уровню водителя. Проектом определен стаж для тех, кто садится за руль такси - не менее трех лет. Водитель должен хорошо знать город, маршруты. Немаловажное значение имеет возраст. Особое внимание обращается на техническое состояние машины, ее внешний вид, срок эксплуатации, а также насколько такси отвечает экологическим требованиям. И уж безусловно, пассажир, садящийся в такси, должен иметь всю необходимую информацию: тариф, фирменное название перевозчика, его юридический адрес, телефон вышестоящей организации, а также органов государственной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг.

В свою очередь власти, говорилось на заседании, намерены ввести различные формы преференций и льгот для машин, имеющих знак "Московское городское такси". К примеру, они будут допускаться на полосы, предусмотренные для общественного городского транспорта.

Государственная поддержка будет оказываться и компаниям, которые работают и захотят работать на рынке такси, будут выделяться участки специально для размещения стоянок городских такси.

Мы должны, сказал мэр, создавать такие условия, чтобы все больше водителей из сферы нелегальных перевозок переводить в легальный сектор.