Перейти к основному содержанию

Главная      Уличный тромбоз

Уличный тромбоз

Автомобильные пробки на улицах города множатся даже не с каждым годом, а уже с каждым днем. Путешествие на машине из спального района до центра выливается в двухчасовое стояние в заторах. Но чиновники, отвечающие за развитие дорог и организацию движения, оптимизма не теряют, утверждая, что уже через несколько лет ситуация на городских улицах существенно улучшится. Автомобилистам обещают новые дороги и светофоры. Ну а если это не поможет, просто ограничат въезд машин в центр города.

Кольцо и диаметр

Главные надежды транспортников связаны с завершающимся строительством кольцевой дороги. Как только заработает восточное полукольцо, а ожидается это эпохальное событие в конце следующего года, из города уйдет большегрузный транзитный транспорт. Кроме того, в срочном порядке реанимирована идея строительства западного скоростного диаметра, который должен соединить Лахту с южными районами города. Уже объявлен конкурс на проектирование южного участка ЗСД, который должен соединить Морской порт и район аэропорта Пулково. Строительство обещают начать в ближайшие годы. Правда, если учесть, что самой идее ЗСД уже почти десять лет, и вспомнить опыт строительства кольцевой, которую обещали построить еще к юбилею города, а строят до сих пор, то перспективы ЗСД выглядят отнюдь не радужно. Еще один амбициозный проект связан с созданием трассы непрерывного движения по правому берегу Невы. Он предусматривает расширение Приморского проспекта и строительство развязки у Сампсониевского моста.

Новые дороги безусловно нужны. Однако к моменту завершения строительства автомобильный парк в городе успеет увеличиться в разы и автомобильные пробки никуда не исчезнут. Об этом говорит и опыт развития западных мегаполисов. Новые дороги, развязки и виадуки приносят лишь временное облегчение. Более эффективный путь заключается в оптимизации дорожного движения и развитии общественного транспорта.

Умные светофоры

Со следующего года в Петербурге начнется реализация программы "500 перекрестков". Наиболее напряженные улицы города будут оснащены автоматизированными системами светофоров, которые будут изменять режим работы в зависимости от плотности движения. Так, в следующем году предполагается автоматизировать Гороховую улицу. Правда, и опыт недавно автоматизированного Невского проспекта, и оборудованного автоматикой в начале девяностых годов Московского показывает, что и умные светофоры, увы, с пробками не справляются. Любые системы автоматизированного управления движением дают эффект, лишь когда они охватывают целый район, а не отдельные улицы. Кроме того, для нормальной работы современной автоматики необходимо и наличие на улицах дорожной разметки, которая заметна в городе только летом, да и то не везде. Но главная беда - это привычка вмешиваться в работу автоматики сотрудников ГИБДД. Вид инспектора, вручную управляющего работой светофоров на Невском, - рядовое явление. При этом даже если ему удается разрулить ситуацию на вверенном перекрестке, заторы немедленно образуются на соседних. Смысл автоматизации убивается в зародыше.

Пешеходный центр

В ближайшее время городское правительство рассмотрит Концепцию развития пешеходных территорий в центре Петербурга. От практики создания пешеходных улиц город намерен перейти к пешеходным кварталам. Для них уже готовы рабочие названия. "Музейный Петербург", например, расположится в так называемом золотом треугольнике, ограниченном Невским проспектом, Невой и Фонтанкой. Аналогичные пешеходные зоны появятся на Петроградской стороне, Васильевском острове и в Центральном районе. Движение транспорта здесь будет ограничено. Всего в списке фигурирует полтора десятка адресов. Вкупе с хромающей организацией движения в целом по городу, "пешеходный центр" только обострит проблему пробок. В лучшем случае пешеходные зоны превратятся в места стихийной парковки.

В стадии разработки и более радикальные меры, вплоть до введения платного въезда в центр города частного автотранспорта или ограничения на въезд в зависимости от времени суток. Для автомобилистов же создадут сеть перехватывающих парковок, где они за умеренную плату смогут оставить машину и отправиться в центр на общественном транспорте.

В общем, несмотря на планов громадье, перспективы автолюбителей выглядят безрадостно. Единственное, в чем можно быть твердо уверенным, так это в том, что чиновники, ответственные за организацию дорожного движения в городе, не пострадают в любом случае. Право передвигаться на машинах с мигалками, пока весь город стоит в пробках, у них никто не отнимет.

***

За последнее десятилетие число автомобилей в Петербурге выросло почти в 4 раза. Сегодня на тысячу горожан приходится 200 автомобилей. По прогнозам специалистов, через несколько лет этот показатель достигнет 260. Для сравнения: в Москве на тысячу жителей приходится 300 автомобилей. Почти 300 городских перекрестков "больны" регулярными пробками. Более половины городских светофоров морально и технически устарели.