Что нам стоит... гараж построить?
Парковка автомобилей и размещение автотранспорта на территории Москвы -одна из самых острых проблем в городе. И не случайно: сейчас в индивидуальном владении в столице находится около 2, 1 миллиона автомашин, при этом потребность в гаражах составляет 1 миллион машино-мест. Автомашины, находящиеся в личном пользовании граждан, не имеющих стационарных мест хранения своего средства передвижения, хаотично паркуются на дворовых территориях или в самовольно установленных металлических тентах, в простонародье именуемых "ракушками". По последним данным, только на территории Северо-Восточного административного округа зарегистрировано более 300 тысяч частных легковых автомобилей.
Год назад правительством столицы было принято постановление "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в городе Москве на период 2003 -2010 гг.", которым определен необходимый объем ввода машино-мест для хранения и парковки легковых автомобилей в столичных округах. Но вся беда в том, что стоимость машино-места в современных гаражах довольно высокая: она может превышать раза в три стоимость самой машины. А ведь согласно проводимым в столице социологическим опросам подавляющую часть горожан, остро нуждающуюся в личном средстве передвижения, составляют семьи с детьми, имеющие загородные дома и дачные участки, а также пожилые люди, для которых поездка в общественном транспорте обременительна.
Сейчас правительство Москвы пытается найти какой-то приемлемый для большинства горожан вариант, чтобы стоимость парковки и машино-места никак не превышала стоимость отечественного автомобиля среднего класса. Да и количество частных машин с каждым годом становится все больше, и темпы гаражного строительства не успевают за темпами прироста автомобилей.
- То, что в нашем округе увеличивается количество машин, - показатель хороший, - считает префект СВАО Ирина Рабер. - Это ведь говорит о том, что растет благосостояние москвичей, многие из которых имеют в собственности даже не один, а несколько автомобилей. С другой стороны, это создает множество проблем по организации парковок и не просто открытого места, где машина может постоять некоторое время, но и строительства паркингов и гаражей.
Понятно, что для решения этой очень непростой задачи нужно искать новые, революционные подходы. Недавно столичные власти утвердили программу по привлечению средств населения города Москвы в строительство многоэтажных гаражей-стоянок по программе "Народный гараж". И сейчас на рассмотрении Мосгордумы находится законопроект о размещении автотранспортных средств на территории Москвы и предполагается, что к моменту его вступления в силу это 2007 год, автовладельцы должны быть обеспечены достаточным количеством мест парковки для своих "железных коней".
Проектом "Народный гараж" предлагается автовладельцам строить гаражи за счет собственных средств, при этом машино-место приобретается по себестоимости, без коммерческих накруток. Началась реализация новой программы и в Северо-Восточном округе столицы.
- Инвесторами тут выступают уже непосредственно жители нашего округа, автолюбители, - комментирует начальник управления транспорта, связи и гаражного хозяйства СВАО Виктор Никитин. - Строительство современных гаражных комплексов будет осуществляться не за счет привлеченных средств, а за счет паев, тех вложений, которые будут вкладывать в него сами автолюбители.
Действительно, весь смысл программы "Народный гараж" в том, что она основывается на условиях прямого инвестирования населения в строительство многоэтажных гаражей-стоянок с последующим оформлением прав собственности каждому из ее участников на введение в эксплуатацию машино-места. При этом на программу распространяется действие льгот, предусмотренных постановлением правительства Москвы. Например, освобождение от выкупа права аренды земельного участка, применение льготных ставок арендной платы за землю в размере 3% от базовой ставки арендных платежей на период строительства гаража-стоянки и 10% на период его эксплуатации, компенсационные выплаты застройщикам гаражей-стоянок на строительство городских магистральных инженерных коммуникаций и сооружений, а также освобождение от оплаты долевого участия в строительстве городских питающих центров, головных сооружений, сетей, коммуникаций и объектов инженерного обеспечения.
Кроме того, в задачи программы "Народный гараж" также входит реконструкция старого гаражного хозяйства, плоскостных автостоянок, а также экономия драгоценной московской земли. Ветхие металлические "коробки" будут сносить, а капитальные плоскостные гаражи планируется надстраивать дополнительными ярусами. Каждому владельцу старого гаража в приоритетном порядке предоставляется место в новом гаражном комплексе, построенном на месте прежнего.
По мнению префекта СВАО Ирины Рабер, программа "Народный гараж" - перспективная и долгосрочная. В СВАО определены пока 74 земельных участка, на которых можно построить современные гаражи. Среди участков есть первоочередные, то есть те, которые будут осваиваться в ближайшее время. Например, по методу "Народного гаража" будут строиться парковочные места на проезде Кадумцева, это место уже определено. Там снесена стоянка, и префектура дала обязательство переджителями восполнить потерянные машино-места.
Металлические тенты, так называемые "ракушки", если они стоят на инженерных коммуникациях, однозначно должны быть снесены, считает Ирина Рабер. Но если они были установлены в соответствии с ранее действующими документами, а сегодня мешают благоустройству или новому строительству, то префектура округа найдет для жителей приемлемые варианты для организации стоянки и размещения металлических тентов рядом с дворовыми пространствами. Но только на законных основаниях. А от "кусков ржавого железа" нужно избавляться. По словам мэра столицы, "политика гаражного строительства в Москве - не в пользу "ракушек".
Кстати, плоскостные гаражи, которых также немало в округе, очень часто используются жителями не по назначению - под склад ненужного хлама, например, или сдаются в аренду. После инвентаризаций плоскостных гаражей, которые проводятся в округе, нередко выясняется, что на самом деле машино-мест в них реально требуется значительно меньше, чем предполагается.
Дальнейшее развитие программы "Народный гараж" на территории СВАО, по мнению префекта, будет зависеть от активности жителей, но и сегодня уже многие горожане-автовладельцы изъявили свое желание участвовать в этой программе. При этом многих беспокоит, всегда ли при создании инициативных групп, в их состав будут попадать порядочные люди, не сбежит ли кто-нибудь "с кассой"? В СВАО этот вопрос на контроле: в округе создается управляющая компания, которая будет отслеживать весь процесс строительства и инвестиций. В префектуре округа уверены, что здесь достаточно опыта, чтобы учесть и исключить все негативные моменты.
- Мы отошли от "пирамид", чтобы не наступать на одни и те же грабли, - считает префект СВАО Ирина Рабер. - Но при этом, конечно, очень важно, чтобы был актив жителей, который в свою очередь тоже контролировал бы и расход средств, и их поступление.
Спору нет, свистящие сирены автомобильных сигнализаций во дворах беспокоят и мешают нормальному отдыху горожан. Не добавляют уюта детским площадкам и небольшим дворовым скверикам и расставленные в непосредственной близости от них "Мерсы", "Жигуленки" и прочие личные средства передвижения. Возможно, столичная программа "Народный гараж" как раз и есть тот самый искомый компромисс, способный если и не решить полностью, то хотя бы снять "накал страстей" с одной из серьезнейших проблем мегаполиса.