Страховой грабеж
Прошел год, как начал действовать закон РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Он затронул интересы свыше 20 миллионов автолюбителей. Оплатив страховку, большинство попавших в дорожно-транспортное происшествие остались, как говорят, у разбитого корыта. Результаты работы этого закона были обсуждены на "круглом столе" в Торгово-промышленной палате РФ.
В выступлении представителя компании "Техэксперт" Сергея Зайцева отмечалось, что закон требует существенной доработки. Показателен случай. Автомобиль "Тойота" был поврежден незадачливым лихачом. Эксперт, работающий от компании, где был застрахован автомобиль, определил, что на его восстановление потребуется 14 тысяч рублей, а в техническом центре "Тойота" согласно технологии завода-изготовителя стоимость ремонта составила 28 тысяч. Отстаивая интересы страховой компании, эксперт вычеркнул ряд операций ремонта. В результате владелец "Тойоты" вынужден был разорвать все гарантийные обязательства с техцентром и восстанавливать машину в частном автосервисе, который, конечно, никаких технологических гарантий не дает. Так закон об автостраховании стимулирует развитие теневого рынка.
Аналогичная ситуация и с отечественными автомобилями. Пострадавшему автовладельцу нередко выплачивается от 30 до 50 процентов средств, необходимых для ремонта в техническом центре. Порой уже после возмещения ущерба в страховой компании автовладелец узнает, что утрату товарной стоимости машины ему не возместили. И нужно обращаться с иском к виновнику аварии, а для этого надо проводить новую экспертизу. И таких случаев все больше. Ряд страховых компаний нередко отказывается оплачивать ущерб. Одна из причин - отсутствие реестра независимых экспертов.
Как сообщила начальник управления судебно-экспертных учреждений Минюста РФ Татьяна Москвина, реестр экспертов-техников составлен и должен вестись после их аттестации. Но порядок аттестации отсутствует. Еще в феврале этого года варианты аттестации экспертов и Положение о межведомственной аттестационной комиссии были отправлены для согласования в Минтранс, но ответа нет. В мае согласованное со всеми министерствами положение об аттестации было передано в Минтранс и там застряло. Как заявил консультант отдела анализа и прогнозирования департамента государственной политики в области автомобильного транспорта Минтранса Алексей Фокин, претензии к министерству справедливы, но не исключают необходимости новых согласований.
Пока же чиновники медлят, страховые компании в нарушение закона об автостраховании создали псевдоэкспертные организации.
Их сотрудники действуют как оценщики, нередко без лицензий, применяя методики расчета, занижающие стоимость ущерба. Некоммерческое партнерство "Объединение транспортных экспертов" собрало множество некачественных экспертиз, которые буквально грабят автовладельцев. Страховщики порой убеждают пострадавших отказываться от независимой экспертизы. Это нарушение законодательства приводит к минимизации страховых выплат. Средний размер выплат по Москве около 920 долларов, по России - 750 долларов. Это в два раза меньше, чем в странах Балтии, в Белоруссии и на Украине. И, как прежде, на наших дорогах все больше автовладельцев в случае ДТП рассчитываются на месте, скрываясь от ГИБДД и услуг страховщиков.
К тому же в законе нет конкретного пояснения, что понимается под независимой экспертизой, по каким правилам, в каком порядке ее проводить. И многие страховые компании трактуют это положение так, что в 70 процентах ДТП независимая экспертиза автомобилей вообще не проводится.
Нарушен и принцип независимости технических экспертов. Статья 12 закона об автостраховании гласит: "Страховщик организует независимую экспертизу". Это положение уничтожает независимость эксперта.Заключая договор со страховой компанией, он согласовывает условия работы, методики оценки ущерба при ДТП, стоимость запасных частей. Словом, попадает в полную зависимость.
Не определены и правила игры на этом рынке. Для страховых компаний, станций техобслуживания, независимых экспертов, судов нет единой методической базы. Нередки случаи, когда два квалифицированных эксперта, осмотрев одну и ту же машину, могут сделать разные заключения и обосновать свою позицию в суде. Причем разница в стоимости восстановительного ремонта может колебаться от 30 до 50 процентов.
Несовершенство законов в России нередко компенсируется инициативой специалистов. Центр независимой экспертизы на автомобильном транспорте в Самарской области, сформированный из экспертов МВД и Минюста, уже два года сопровождает страховые компании. Все эксперты находятся в реестре "Объединения транспортных экспертов" и работают по единой методике методического центра Минтранса. Когда страховые компании нуждаются в услугах экспертов, они подают заявление руководителю центра. Причем страховщики не имеют права приглашать конкретного эксперта, это противоречит законодательству по экспертизе. Показательно, что за год во всех страховых компаниях, которые работают с этим центром, отмечается резкое сокращение случаев мошенничества.
Опыт самарцев не единичен. В Новосибирске и области также создали подобную структуру. Есть подвижки и на федеральном уровне. Заканчивается формирование пула автотехнических независимых экспертов. Только они, по мнению участников "круглого стола", могут стать гарантами прав потерпевших.
По итогам "круглого стола" принято решение создать экспертную комиссию из высококвалифицированных специалистов. Задача -обобщить опыт работы закона об автостраховании, сформировать единую позицию по его применению, методическому и информационному обеспечению. В конце года в Торгово-промышленной палате намечено провести конференцию и ее рекомендации направить в Госдуму в качестве законодательных инициатив по внесению изменений в этот закон. Очень важно, чтобы в новой редакции он действительно защищал права автовладельцев. Ведь за ним могут последовать похожие законы об обязательном страховании жилья, земли и другой собственности.
***
По итогам "круглого стола" принято решение создать экспертную комиссию, чтобы обобщить опыт работы закона об автостраховании.