Перейти к основному содержанию

Главная      Создателю небесного щита

Создателю небесного щита

20 мая у фасада Главкомата Сухопутных войск собрались все те, кто хорошо знал генерал-полковника авиации Георгия Филипповича Байдукова, работал под его началом в 4-м Главном управлении МО. Cтраницы славной биографии Героя Советского Союза, открывшего путь новейшим зенитным ракетным системам ПВО в Войска ПВО - часть их жизни. Сегодня его дело с гордостью продолжает преобразованное Управление заказов и поставок вооружения и военной техники ПВО ВВС.

Встреча ветеранов и офицеров современной службы была неслучайной. Этот год не связан с юбилеями генерала Байдукова, но отмечать дату основания 4 Главного управления Министерства обороны СССР и не вспомнить заслуг Георгия Филипповича было бы просто несправедливо. Именно он в 1957 г. возглавил структуру, которая на протяжении последующих 15 лет под его руководством превратилась в мощное объединение, внесшее огромный вклад в создание и развитие многих систем и комплексов противовоздушной обороны. В этот период войска ПВО перешли от чисто артиллерийского к ракетному вооружению. Организаторский талант, бесстрашие и решительность боевого летчика позволили в короткие сроки перевести промышленность на выпуск принципиально новых видов оружия.

В память о генерал-полковнике Георгии Байдукове силами его друзей и сослуживцев в этот день на здании Управления была открыта мемориальная плита. Этот бронзовый барельеф не просто дань уважения замечательному военачальнику, но и знак продолжения заложенных им традиций.

Работа 4 ГУМО многие годы была засекречена. Но фигура генерала всегда была узнаваема. Он вышел из плеяды военных, которые выросли в период становления и укрепления огромной мощи советских Вооруженных Сил и возмужали в тяжелые дни войны. Эта школа жизни сделала Георгия Филипповича человеком поистине разносторонне развитым, проявив в нем способности не только военного, но и государственного деятеля.

Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации. Летчик-испытатель Байдуков "учил" истребители сложнейшему методу "слепых" полетов и посадок - и это в начале 30-х гг. Поднимал в воздух первые серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, а на туполевском ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета по замкнутому маршруту. Но мировую известность и народную любовь принесло ему другое событие. В 1936 и 1937 гг. в качестве второго пилота Георгий Байдуков совершил два беспосадочных перелета. На одномоторном самолете АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова он дважды преодолел расстояние почти в 10 тыс. км, пролетев по маршруту Москва - остров Удд (Дальний Восток) и повторив его на следующий год с посадкой в американском Ванкувере. Еще раз случай побывать в США Байдукову выпадет уже в менее торжественной обстановке. В августе - декабре 1941 г. он проведет успешные переговоры о закупке самолетов для Красной Армии и развитии общей программы ленд-лиза. Во время войны авиационные соединения под его командованием будут освобождать Киев и Белоруссию, Гданьск и Восточную Пруссию, форсировать Одер.

Георгий Байдуков останется верен авиации и на долгие годы пронесет любовь к самолетам. Однако время поставит новые условия, и развитие современных средств противовоздушной обороны перейдет в одно из приоритетных направлений строительства Вооруженных Сил. И здесь опыт боевого офицера - летчика-испытателя, для которого освоение передовых технических разработок было делом жизни, оказался востребован в полной мере.

Так, в середине 50-х гг. в интересах защиты воздушных границ в стране впервые сложилось общее направление - и в войсках, и в оборонной промышленности - по созданию новейшего вооружения ПВО. Возглавили эти работы коллективы Конструкторского бюро (КБ-1), известного сегодня как Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина, и 4-го Главного управления МО, объединившие усилия научной и технической базы для новых проектов. В этот период были сформированы школы разработчиков и военных специалистов-заказчиков, которые определили облик будущих систем управляемого зенитного ракетного оружия. Основателями этих школ и выступили генеральный конструктор КБ-1 Александр Андреевич Расплетин и генерал-полковник авиации Георгий Филиппович Байдуков. И уже в 1955 г. на вооружение была принята уникальная ЗРС С-25, предназначавшаяся для обороны Москвы и промышленного района столицы от налетов авиации противника. Тесное сотрудничество двух выдающихся людей - основоположника отечественного направления ЗРС ПВО, создателя комплексов С-25, С-75, С-125, С-200 академика А.А. Расплетина и руководителя 4 ГУМО Г.Ф. Байдукова - предопределило судьбу всей системы ПРО и ПВО страны. Очевидна их заслуга в непревзойденных боевых характеристиках современных систем противовоздушной обороны "Фаворит" и "Триумф".

На открытии мемориальной доски генеральный конструктор ОАО "НПО "Алмаз" Александр Леманский поблагодарил заказчиков за многолетнее и плодотворное сотрудничество, в основе которого лежат преданность интересам обороноспособности страны, принципиальность и взаимное уважение. "Я хотел бы пожелать, чтобы традиции, заложенные Георгием Филипповичем Байдуковым и ветеранами 4 Главного управления МО, продолжали жить и развиваться в лице офицеров воссозданной службы заказов".

Это событие почти совпало с датой, о которой не вспоминали в этот день. Она дорога для близких и друзей Георгия Байдукова. 26 мая он отметил бы свой 98-й день рождения.