Перейти к основному содержанию

Главная      Неразрешимый союз

Неразрешимый союз

Вчера на Балтийском заводе состоялась торжественная церемония закладки корпуса дизель-электрического ледокола "Москва", который по заказу ФГУП "Росморпорт" и за счет бюджетных средств должен быть построен к 2007 году. Одновременно стало известно, что владельцы ОАО "Балтийский завод" и ОАО "Северная верфь" -- группа ИСТ Александра Несиса и Объединенная промышленная корпорация" (ОПК) -- начали переговоры о совместном управлении предприятиями. Об этом в ходе церемонии сообщил журналистам гендиректор Балтзавода Олег Шуляковский. С подробностями -- АЛЕКСАНДРА ГРИЦКОВА и СЕРГЕЙ РЫЖКИН.

Группа ИСТ -- собственник 88,2% акций ОАО "Балтийский завод" с портфелем заказов на 2005 год в $250-270 млн. Выручка завода в 2004 году -- 7,5 млрд рублей. ОПК -- дочерняя структура Межпромбанка, контролирует 72,19% акций ОАО "Северная верфь", еще 20,96% акций предприятия принадлежат государству в лице РФФИ. Портфель заказов верфи -- около $2 млрд. Напомним, контракт с ФГУП "Росморпорт" в $80 млн на строительство ледокола с опционом на второе судно Балтзавод подписал в октябре 2004 года. Олег Шуляковский отметил, что на его строительство в этом году уже перечислено $16 млн. Второй ледокол планируется достроить к зиме 2008 года, что, по словам главы Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслава Рукши, позволит решить проблему проводки танкеров в Финском заливе. Перед началом церемонии закладки судна господин Шуляковский сделал неожиданное заявление, сообщив журналистам, что ИСТ и ОПК приступили к переговорам о совместном управлении предприятиями. "Не продажа и не покупка, об этом речи нет, а управляющая компания заводами. Ее акционеры будут делить прибыль пропорционально пакетам", -- подчеркнул господин Шуляковский. Он не стал уточнять сроки, когда обе стороны могут принять такое решение. Напомним, что первый шаг по укреплению связей между двумя крупнейшими судостроительными предприятиями Петербурга, до сих пор находившимися в состоянии жесткой конкуренции, был сделан в начале этого года. Собственники "Северной верфи" и Балтийского завода подписали соглашение о сотрудничестве, по которому Балтийский завод согласился сосредоточиться на гражданских заказах, а "Северная верфь" -- на военных. После этого -- в начале апреля -- группа ИСТ продала ОПК 18,71% акций "Северной верфи", которые консолидировала в 2001 году, для того, чтобы быть в курсе дел своего конкурента. По данным Ъ, в повестке дня годового собрания акционеров Балтийского завода стоит вопрос о передаче функций управления предприятием принадлежащей группе ИСТ Балтийской объединенной судостроительной компании (БОСК). Впрочем, пока остается неясным, идет ли речь просто о реструктуризации активов группы ИСТ или именно БОСК предстоит стать общей управляющей компанией для двух верфей. "ИСТ представил ОПК перечень вопросов, которые предстоит решить для совместного управления, и этот процесс пока идет медленно. Надо провести аудит верфей -- технический, финансовый, кадровый", -- пояснил Ъ господин Шуляковский. С его слов выходит, что инициатором объединения выступает ОПК. Отношение же к этой инициативе у главы Балтзавода прохладное. "Лично мне это не надо. Им (ОПК. -- Ъ) вроде и хочется, но надо еще смотреть. Соотношение долей в будущей управляющей компании -- тема отдельного разговора. Может быть, оно будет 50 на 50, а может быть, и нет", -- заключил он. Ни Олег Шуляковский, ни представители ОПК вчера не стали объяснять, зачем двум заводам понадобилась общая управляющая компания и какие задачи она будет решать. В ОПК и группе ИСТ вчера отказались от комментариев. "Договоренности есть, но господин Шуляковский слишком рано их озвучил", -- сообщил Ъ источник, знакомый с ситуацией. Отметим, что переговоры участников будущего альянса будут непростыми. Соотношение долей в будущей управляющей компании, по-видимому, зависит от портфелей заказов предприятий. "Северная верфь", в настоящий момент завершающая строительство двух эсминцев для ВМС Китая, и в этом смысле может рассчитывать на больший пакет акций. С другой стороны, именно Балтийский завод в отличие от "Северной верфи" способен самостоятельно обеспечивать себя выгодными гражданскими заказами. К тому же конкуренция между давними соперниками может разгореться с новой силой, если будет объявлен тендер на строительство еще трех фрегатов для ВМС Индии. Напомним, что три таких корабля для индийцев уже построил Балтийский завод, и заказчик вряд ли согласится поменять исполнителя, а Балтзавод -- легко отдать заказ "Северной верфи".