Перейти к основному содержанию

Главная      Ферросплавы приплыли в порт

Ферросплавы приплыли в порт

Для увеличения объемов экспорта Челябинский электрометаллургический комбинат намерен создать терминал по перевалке ферросплавов во Владивостоке Коллеги по бывшему СССР осложняют бизнес не только российским трубникам, но и производителям ферросплавов. Крупнейший производитель ферросплавов в России – Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) – вынужден с каждым годом увеличивать экспортные поставки, чтобы найти сбыт своей продукции, вытесняемой с внутреннего рынка производителями Украины и Казахстана. Новые рынки – Япония и Южная Корея – требуют от предприятия и новой логистики. Накануне майских праздников ЧЭМК сообщил, что приобрел миноритарный пакет акций Механическо-строительного завода № 60, имеющего доступ к работе в порту Владивостока. Возможно, на базе нового актива собственники комбината пытаются создать перевалочную базу для экспорта ферросплавов в страны Азии.
ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» – крупнейший производитель ферросплавов в России. В прошлом году компания произвела 630,7 тыс. тонн продукции, что на 2,2% меньше объемов 2003 г. Выручка предприятия за 9 месяцев 2004 г. составила 11,8 млрд руб., чистая прибыль – 2,2 млрд руб. Крупнейшим акционером ЧЭМК является председатель совета директоров компании Юрий Антипов, которому напрямую и через жену Людмилу Антипову принадлежит 49,7% акций предприятия. Бывший глава совета, а ныне депутат Госдумы Александр Аристов (снова через жену) контролирует 29,8% акций ЧЭМК. Член совета директоров компании Александр Кретов является владельцем еще 19,8% акций. Акционерам ЧЭМК также принадлежат «Кузнецкие ферросплавы» и «Антоновское рудоуправление» в Кемеровской области.
Благоприятная ситуация в черной металлургии должна таким же благоприятным образом отразиться и на смежниках металлургов – производителях ферросплавов. Финансовые результаты их и вправду хороши, но вот незадача: конкуренты из стран СНГ, лучше обеспеченные сырьем, имеющие более дешевую энергию и рабочую силу, стали вытеснять аборигенов с российского ферросплавного рынка. Так, ЧЭМК за последние четыре года почти в 7 раз увеличил объем экспорта продукции (с 6% от общего объема в 2001 г. до 40% в 2004 г.), но и это не спасло предприятие. В декабре 2004 г. ЧЭМК произвел всего 49,5 тыс. тонн ферросплавов, что на 14,7% меньше уровня декабря 2003 г. В первом квартале 2005 г. падение производства продолжилось: комбинат произвел только 157,7 тыс. тонн продукции (94,2% к 2004 г.).
По всей видимости, чтобы как-то исправить ситуацию, собственники ЧЭМК решили активизировать деятельность предприятия на внешних рынках. Сейчас одним из важнейших направлений экспорта ферросплавов стали поставки этой продукции в Японию и Южную Корею. Накануне майских праздников предприятие сообщило, что, (возможно, для расширения экспорта именно в данном направлении) стало владельцем 10,03% акций владивостокского ОАО «60-й Механическо-строительный завод». На ЧЭМК RBC daily отказались объяснять, с чем связана такая нестандартная покупка (60-й завод специализировался в советское время на ремонте судов). Связаться с менеджментом владивостокского предприятия RBC daily не удалось.
Между тем после роковых 1990-х годов основной деятельностью Механическо-строительного завода № 60 является не ремонт судов, а «сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества». По данным ФГУП «Росморпорт», завод является одной из компаний, работающих в морском порту Владивостока, а значит, имеет доступ к портовой инфраструктуре. Вероятно, ЧЭМК решил всерьез заняться логистикой экспортных поставок, но опоздал к разделу «портового пирога»: все крупные порты уже принадлежат новым хозяевам. В подобной ситуации можно схватиться и за соломинку в виде активов механическо-строительного завода. Главное, чтобы эти активы были пригодны для перевалки ферросплавов.