"БРИТЫЕ ЩЕКИ" ВИЛЬНЮСА
С наступлением тепла на автомагистралях столицы Литвы появились молодые люди на мотоциклах, именуемых "бритвами". Мчащиеся с огромной скоростью, они сознательно подвергают смертельной опасности не только свою, но и жизнь любого, кто случайно оказывается на их пути.
Среди "золотой" литовской молодежи в последние несколько лет наибольшую популярность приобрели "итальянцы" "Априлия" и "Дукате". Эти мотоциклы гоночного типа, максимально обтекаемой конструкции, делятся на три класса по мощности мотора. Даже самый малый объем двигателя в 125 "кубиков" позволяет движение со скоростью в 160 км/час. Мотоциклы с объемом до 750 куб. см развивают скорость в 240 км/час, а наиболее "крутые" с четырехтактным "V-образным" литровым двигателем способны "выжать" 300 и более км/час. В столице Литвы такие мотоциклы имеются в свободной продаже, а стоимость некоторых моделей превышает 100000 литов. Тем не менее спрос имеется и даже растет.
Мотоспорт всегда был уделом сильных и смелых личностей, которые в определенном месте в рамках специальных правил показывают окружающим, кто сильнее и способнее других. Но то, что происходит на улицах Вильнюса, никакого отношения к спорту не имеет. Только представьте себе - по улицам города, где ежедневно эксплуатируется более 250 тыс. единиц автотранспорта различного назначения, буквально "летают" молодые люди в возрасте 18 -21 года, демонстрируя всем остальным участникам дорожного движения "способности" свои и мотоцикла.
Рядность движения, сплошные разделительные линии, в том числе и двойные, сигналы светофора и знаки одностороннего движения - это для всех остальных, но не для "бритвиста". Добавьте к этому скорость, в два и более раз превышающую разрешенные в городе 50 км/час. Особо привлекательна для мотоциклистов оживленная автомагистраль в Вильнюсе на проспекте Лайсвес (Свобода), где водители "бритв" действительно чувствуют себя свободными. Заинтересованные наблюдатели от литовских СМИ неоднократно фиксировали, что прямой отрезок длиной в три километра и с трехрядным интенсивным движением такой мотоциклист преодолевает не более чем за 60 секунд (180 км/час).
В руки журналистов "попали" даже видеозаписи, сделанные одним их "бритвистов" во время езды по Вильнюсу. На видео засняты передняя панель мотоцикла, спидометр которого в одном случае зафиксировал скорость в 223 км/час, а в другом - 226 км/час, а также участок проезжей части, по которой двигался мотоцикл. Видимо, это и есть фиксация "личного рекорда" водителя для демонстрирования перед коллегами.
Сотрудники службы надзора за движением вильнюсской полиции вынуждены признаться в том, что не могут помешать "бритвистам" ставить опасные рекорды. Хотя властями потрачены громадные деньги на установку в местах интенсивного движения радаров, они способны фиксировать скорость, если транспортное средство движется не более 160 км/час. Кроме того, радар фотографирует номер автомобиля и лицо лихача, нарушившего скоростной режим, а на мотоцикле номерной знак расположен сзади и лицо водителя прикрыто защитным шлемом с забралом. Дорожная полиция не располагает подвижными средствами, способными обеспечить преследование нарушителя на "бритве". Правда на вооружении эскортного подразделения полиции имеются мощные мотоциклы марки "БМВ", но они не предназначены для патрульной службы.
Ясно, что в настоящее время все без исключения участники дорожного движения столицы Литвы являются заложниками тех, кто, разрешив продажу спортивных мотоциклов любому, имеющему достаточно денег, не побеспокоился о законных и разумных ограничениях в их использовании. Ведь столкновение "бритвы", а при таком "разгуле адреналина" оно неизбежно, даже с крепким, оборудованным системами безопасности автомобилем, грозит смертью и его водителю, и пассажирам. О самом мотоциклисте и говорить не приходится.
Вячеслав ПУКАС, наш собкор в Литве