Мегаполис в облаке выхлопных газов
ВОЗ рекомендует ездить на велосипедах
Автомобиль в нашей стране уже не роскошь, однако, по крайней мере в Москве, и не средство передвижения. Скорей, источник трепки нервов во время стояния в безнадежных пробках и, уж несомненно, источник загрязнения воздуха. В рабочие часы в центре столицы машины выстроены вдоль тротуаров и даже на самих тротуарах, занимают остановки общественного транспорта, так что троллейбус или автобус порой просто не может подъехать, прохожие вынуждены пробираться по проезжей части. Чем они дышат, чем все мы дышим, переходя дорогу, страшно подумать. Но и тот, кто сидит в машине, застрявшей в пробке, не защищен от загрязнений внешней среды. В больших городах атмосфера никогда не была чистой - недаром детей старались вывезти на чистый воздух. Но раньше причиной загрязнений были промышленные предприятия, теперь же - выхлопы автомобилей. Вот что пишет по этому поводу Роберто Бертоллини из Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, директор специальной программы по охране здоровья и окружающей среды: "Нас атакуют ничтожно малые частички, проникая в систему кровообращения непосредственно через легкие, и зачастую служат причиной сердечно-легочной патологии. Они убивают нас. Мелкодисперсные частицы являются продуктами горения множества процессов или образуются вследствие попадания в атмосферу газообразных загрязнителей. В их состав могут также входить и те частицы, которые сошлифовываются автомобильными шинами (особенно шипованными зимними покрышками) с поверхности асфальта и "вбрасываются" в воздушную среду. Не так давно ВОЗ попыталась установить "безопасный уровень" , но ученым не удалось найти каких-либо научно обоснованных доказательств на этот счет. Даже внезапное кратковременное увеличение интенсивности загрязнения атмосферного воздуха повышает риск обострения болезней органов дыхания или сердечно-сосудистых заболеваний, сразу возрастают количество обращений в больницы скорой помощи, случаев смерти. Загрязнение воздуха взвешенными частицами сокращает продолжительность жизни. В настоящее время из-за такого рода загрязнения продолжительность жизни европейца сокращается в среднем на 9 месяцев".
Насколько сокращается по этой причине и без того невеликая продолжительность жизни россиянина, никто, разумеется, не считал. По данным мониторинга качества атмосферного воздуха в Москве, концентрация загрязняющих столичный воздух веществ, в частности, связанных с эксплуатацией транспортных средств и объектов энергетики, превышает предельно допустимые уровни, предусмотренные как российскими нормативами, так и критериями ВОЗ по качеству атмосферного воздуха. Степень загрязненности воздуха в Москве выше, чем в большинстве крупных городов Западной Европы. По данным Госсанэпиднадзора РФ, в России от 50 до 85 % всех вредных выбросов в атмосферу составляют выбросы автотранспорта.
С января 2005 г. вступили в силу новые нормативные требования ЕС, цель которых - снизить интенсивности загрязнения воздушной среды. В ближайшее время будет опубликована всеобъемлющая стратегия ЕС "Чистый воздух для Европы". Европейские страны примут долгосрочные политические обязательства по снижению уровня загрязнения воздушного бассейна. По мнению руководителей этих стран, какая-то часть загрязнителей воздуха приходит из других государств. Наверно, имеются в виду и шедевры нашего автопрома, выхлопы которых заставляют чувствовать себя в душегубке. Таким загрязненным воздухом отечественного происхождения вынуждены дышать жители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и других крупных российских городов.
В докладе "Оценка экосистем на пороге тысячелетия" , который был представлен в марте 2005 г. на рассмотрение ООН и в подготовке которого принимали участие более тысячи ученых, подчеркивается, что действия человека вызывают истощение природных сил Земли. При таких нагрузках для окружающей среды экосистемы планеты теряют способность сохранить свою устойчивость, что создает опасность для будущих поколений.
Загрязнение воздушной среды уже сказывается негативно на здоровье детей. В США в соответствии с решением Агентства по охране окружающей среды было пересмотрено руководство по ведению онкологических заболеваний, в котором утверждается, что по сравнению со взрослыми дети моложе 2 лет в 10 раз, а дети в возрасте от 2 до 16 лет - в три раза более восприимчивы к определенным химическим веществам.
Директор европейской программы ВОЗ по охране здоровья и окружающей среды Роберто Бертоллини напоминает, что год назад после окончания проходившей в Будапеште конференции на уровне министров был принят европейский план действий "Окружающая среда и здоровье детей". Под этим планом свои подписи поставили и приняли на себя соответствующие обязательства министры здравоохранения и окружающей среды 52 государств - членов Европейского региона ВОЗ, в том числе и Российской Федерации. На данном этапе в каждой стране должны быть приняты планы мероприятий по проведению дальнейшей работы в целях охраны здоровья детского населения.
Предлагается оснастить дизельные двигатели уловителями взвешенных частиц, что уже делается на некоторых автомобильных заводах. В ряде стран водителям предоставляются налоговые льготы на приобретение более экологически безопасных автомобилей. Можно также пользоваться автобусами и метро. Еще одно предложение - ездить на велосипеде и, когда возможно, ходить пешком. Не только для общественного, но и для собственного здоровья полезно. Европейцы, кстати, так и делают, в том числе крупные чиновники. В Москве пешком на работу ходит, пожалуй, только главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко (и много интересного и полезного для большого начальника при этом замечает). Вообще же это предложение у нас, конечно, не пройдет. Только представить - по тротуару движется небольшая толпа, в центре которой чиновник или бизнесмен, окруженный охранниками, или то же самое, но все они на велосипедах. Прохожих, конечно, предварительно заставили прижаться к домам по сторонам улицы, повернуться спиной, расставить ноги. Яркая картина торжества демократии.
Только что закончилось проводившееся в Москве Европейским центром ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья консультативное совещании "Здравоохранение как основа управлением качеством атмосферного воздуха в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии". Название неудобоваримое, но цель благая - разработка стратегии очищения воздуха над постсоветским пространством. На велосипеды наши властители, конечно, не пересядут, но, может, что-то и сделают - ведь их дети не все время находятся за границей, иногда и родным воздухом им приходится дышать.
***
До 85 % вредных выбросов в атмосферу составляют выхлопы автотранспорта