Перейти к основному содержанию

Главная      ЖИЗНЬ - НЕ ОРАНЖЕРЕЯ

ЖИЗНЬ - НЕ ОРАНЖЕРЕЯ

Вчера в Москве губернатор Константин Титов принял участие в заседании Правительства Российской Федерации. На заседании рассматривался вопрос о реализации в среднесрочной перспективе приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России.

Основным докладчиком по этому вопросу выступил министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. Готовясь к заседанию, Виктор Христенко вместе с губернатором Константином Титовым побывал на Волжском автозаводе и обсудил, в каком направлении должен развиваться отечественный автопром. Кстати, принятая три года назад и реализуемая в настоящее время Концепция развития автомобильной промышленности России была разработана при участии специалистов именно АВТОВАЗа. Как отмечал губернатор Константин Титов, задача государства - "не в сохранении неких парниковых условий для отечественного автопрома, что совершенно бесперспективно и недальновидно, а в формировании благоприятной экономической среды для его развития - с использованием как потенциала российской промышленности, так и возможностей западных партнеров".

В ходе вчерашнего заседания премьер-министр Михаил Фрадков призвал как можно шире использовать мировой опыт для развития отечественной автомобильной промышленности. "У российского автопрома есть богатый опыт, производственные мощности и кадровое ресурсы, однако этот потенциал используется пока не так эффективно", признал он. "Автопром, - подчеркнул председатель правительства, - это одна из тех отраслей, которые уже находятся в условиях глобальной конкуренции. Поэтому нужно найти такие решения, чтобы максимально использовать мировой опыт, наладить производство новых технологий и качественных комплектующих и запчастей". При этом необходимо создавать "такие автомобили, чтобы они могли конкурировать с импортными". Михаил Фрадков напомнил также, что в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию речь шла и о необходимости обеспечения безопасности на дорогах. А это, как заявил премьер-министр, "напрямую связано с качеством выпускаемых автомобилей". "Современный автомобиль - это безопасный автомобиль", - подытожил глава правительства.

Программу среднесрочного развития российского автопрома представил министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко. По его словам, к 2010 году вклад автомобилестроительной отрасли в ВВП должен увеличиться с 2,5 до 4,3 процента. В частности, сообщил министр, Правительство РФ намерено принимать меры по развитию в стране производства комплектующих и запасных частей для автомобилей. Уже к 2010 году благодаря такому новому производству увеличение рабочих мест в автопроме должно составить 72 тысячи человек.

Объем выпуска продукции автомобилестроения в целом должен возрасти к 2010 году более чем в 2 раза - с 421 млрд. рублей - до почти 1 трлн. рублей. Выпуск легковых автомобилей, как предполагается, увеличится с 1 млн. 110 тыс. в 2004 году - до 1 млн. 900 тыс. штук - в 2010 году, выпуск автомобилей "новыми сборочными предприятиями" увеличивается почти в 10 раз - с 129 тыс. штук в 2004 году - до 1 млн. 100 тыс. штук через 6 лет.

Для достижения поставленных задач, как заявил Виктор Христенко, необходимо "создавать максимально благоприятные условия позиционирования на рынке внутрироссийских производителей - будь-то российские или иностранные инвесторы". Так, уже созданные специальные условия для потенциальных инвесторов через режим промышленной сборки автомобилей и автокомпонентов должны обеспечить в ближайшие 2-3 года значительное увеличение выпуска автомобилей на территории России.

Основной целью развития промышленной сборки является, по словам министра, "более широкое импортозамещение во всех ценовых нишах". В частности, предполагается развивать проекты сборочных предприятий с участием иностранцев, наподобие "Дженерал Моторс", "Тойоты", "Рено", "Форда". При этом планируемые мощности "подразумевают не только поставки на внутренний рынок, но и существенный экспорт из России". Христенко также подчеркнул, что под российским автопромом он понимает не только производство отечественных марок автомобилей, но и организацию выпуска иномарок на территории страны. "Все это является нашим автопромом", - подчеркнул министр.

Еще одной мерой, которую правительство намерено реализовывать в ближайшие годы, является "разработка, освоение и осуществление поставок семейства военной автомобильной техники нового поколения, в том числе двойного назначения в рамках государственной программы вооружений до 2015 года". Стоит отметить, что в Самарской области практически все предприятия оборонно-промышленного комплекса работают в кооперации с АВТОВАЗом и другими российскими автомобильными заводами. На отдельных губернских предприятиях объем производства автокомпонентов достигает 50 процентов, по существу обеспечивая сохранение двойных технологий и значительное количество высококвалифицированных кадров.

Другим положением обсуждавшейся сегодня на заседании правительства концепции является усиление безопасности автомобилей на российских дорогах. В этой связи Минпромэнерго разрабатывает изменения в существующее законодательство, касающиеся автомобилей в том числе с правым рулем и старых импортных машин. В целях повышения экологической безопасности автомобилей правительство планирует переход на новые стандарты "Евро", в основном касающиеся требований по выбросу загрязнений, уже с 2006 года, а также с 2008 и 2010 гг. Однако, подчеркнул Христенко, все эти изменения будут проводиться "поэтапно и постепенно", чтобы не ущемлялись ни права автопроизводителей, ни права потребителей. "Главным условием здесь, - вместе с тем подчеркнул Христенко, - является как безопасность на дорогах, так и создание равных условий для конкуренции на российском рынке автомобилей".

В итоге Правительство РФ в целом одобрило и приняло программу среднесрочного развития российского автопрома. В течение двух месяцев в программу будут внесены некоторые необходимые дополнения.